|
Ольга Шишанова Три итальянских региона - Марке, Тоскана и Умбрия - презентовали свои культурные достижения на территории EХРО-2017 Astana. Но главное - они оставили в Астане одни из лучших художественных образцов итальянской керамики, которой всегда славился полуостров
В период проведения всемирной выставки три центральные области Италии объединились неслучайно. Территориальная сплоченность, социальная интеграция и экологическая устойчивость - это те цели, которых Марке, Тоскана и Умбрия придерживаются в своем не только политическом, но и художественном направлении. “Мы создаем синергию между особенностями и идентичностью каждого из наших регионов”, - сообщила “НП” вице-президент Марке Анна Казини. По ее словам, процесс консолидации интеллектуального, культурного, исторического и социального потенциалов трех регионов основан на общности экономики, а также на тех аспектах, которые позволяют считать себя “центром Италии”, при этом не отказываясь от идентичности ни одного из них. Именно поэтому на выставке в павильоне итальянцы представили региональные достижения в области художественной керамики. “Художественная керамика - это идеальный сплав энергии земли и творчества человечества, - снова подчеркнула Анна Казини. - Три выставленных экспоната, которые мы собираемся оставить в столице Казахстана, выражают красоту форм и энергию типичных для природы элементов: воду, огонь, воздух и глину, три сундука с сокровищами, полные секретов, скрытых в каждом итальянском регионе, с его ноу-хау, историей и традицией”, - добавила она.
И действительно, Италия - это родина таких великих художников и творцов, как Донателло, Микеланджело, Леонардо да Винчи, и, соответственно, потому-то итальянцы захотели привезти часть искусства, часть своей культуры, продемонстрировав ее с помощью “Астана ЭКСПО-2017” еще раз, чтобы преподнести некоторые экспонаты керамического искусства в дар принимающей стороне. Среди них наиболее древним экспонатом, привезенным из Италии, является плита с орлом. Это керамическое изделие представляет Урбино - герцогство, расположенное на территории итальянского нынешнего региона Марке. Такая разновидность керамики, именуемая майоликой, изготавливается из обожженной глины. Сама плита имеет ручную роспись и относится к эпохе Возрождения, а значит, этому артефакту ни много ни мало почти пять столетий. Абсолютный шедевр ренессансной керамики - майоликовый бассейн 1509 года - также привезли из Тосканы. Ручная роспись этого экспоната изображает типичный для региона ландшафтный рельеф с его зелеными холмами и долинами. Именно там 500 лет назад работало свыше 40 печей, в которых создавали и обжигали всем известную майолику, именно там родились “Три книги Поттера”, диктующие правила и секреты создателям керамики. Местные майолика и терракота были вообще глубоко связаны с историей тосканского Возрождения, особенно периода между 1400 и 1530 годами, когда многие клиенты, включая семью Медичи, предпочитали именно ее. Сегодня коллекция музея керамики в городке Монтелупо предлагает путешествие через коллекцию из более чем 1200 найденных экспонатов, примером которой является абсолютный шедевр - Rosso di Montelupo, созданный в мастерской Лоренцо ди Пьеро Сартори в 1509 году, ранее являвшейся частью коллекции Ротшильда в Париже, украшенной гротескными изображениями на желтом и красном фоне с помощью специального пигмента. Кстати, используемые пигменты для украшения и композиции до сих пор тайна для современных мастеров. Хотя те и пытаются сочетать традиции с современностью, а качество с уникальным дизайном, что находит свое место в исследованиях и инновациях, в традициях и постоянном обмене художественными знаниями, дизайном, ремеслами и промышленными ноу-хау.
Умбрия, как уже было отмечено, является одним из лучших регионов Италии для производства художественной керамики и посуды. Богатая глинистая почва Умбрии, обильные воды и леса с идеальной древесиной, которые использовались издревле для растопки майоликовых печей, обеспечили замечательное развитие искусства майолики в Умбрии на протяжении пяти веков. Эта территория включала в себя площадь между Верхним и Средним Тибром и его притоками. Местные терракотовые артефакты, созданные с помощью осадочной глины, документально подтверждают эволюцию ремесла производства майолики в Умбрии еще со времен этрусков. Неслучайно на тарелках того времени в основном изображали местный ландшафт с его нежными зелеными холмами. И еще изготовление не только керамики, но и тканей, вышивок, ковка стали, обработка дерева - все это не только составляющие здешнего производства, являющегося частью местной экономики, но в первую очередь выражение и отражение сложной истории области и бесконечного разнообразия ее традиций. Передаваемые из поколения в поколение древние ремесла, в которые каждый мастер привносит свои опыт и талант, представляют собой синтез традиционных и новых решений, старинных приемов и технологических разработок. Теперь же фрагменты этой древней красоты будут и в Астане.
Астана |