Ольга Шишанова На сегодняшний день на территории Казахстана выявлено множество памятников наскального искусства. Однако огромное количество материалов остается большей частью несистематизировано, не проведен скрупулезный анализ их характерных признаков и особенностей памятников древнего искусства, и все это буквально тормозит процесс выхода на новый уровень историко-культурных реконструкций в казахстанской археологии
Особенно это касается изучения и анализа наскальных изображений Тарбагатая как источника наиболее важнейших культурно-исторических процессов, что когда-то происходили не только в казахстанских степях, но и во всей Центральной Азии. Неслучайно Казахский научно-исследовательский институт культуры по заказу МКС РК решил вплотную заняться этой проблемой и приступил к поисковым работам, в результате чего в горах Тарбагатая Восточно-Казахстанской области было не только выявлено несколько новых местонахождений наскальных изображений, но и обнаружена сеть сопок, являющихся буквально сокровищницами таких надписей. Например, самая высокая сопка, где было обнаружено наибольшее количество самых уникальных рисунков, называется Сардонгал, а часть прилегающего ландшафта - Молдажар, хотя урочище благодаря обилию петроглифов у местного населения получило название Шимайлы, что в переводе означает “местность с писаными камнями”. Рисунки здесь расположены на поверхностях камней, иногда образующих жилы, иногда отдельных валунах, во множестве - на склонах сопки, поэтому их можно условно разделить на несколько групп.
Особого внимания заслуживают несколько плоскостей, на которых в эпоху бронзы были высечены многофигурные композиции. На горизонтальной поверхности одного большого каменного блока, находящегося на самой вершине сопки, запечатлены несколько самостоятельных сюжетов, возможно, имеющих какие-то внутренние связи, но при этом тематически разнообразные. В центре изображено несколько крупных фигур рогатых животных, вокруг которых на свободных участках между рогами и ногами располагаются более мелкие изображения животных, птиц, людей и даже колесниц. Что вполне может роднить данные изображения с рисунками Древнего Востока. Более того, на торце этого блока высечены фигуры одиннадцати замечательных лошадей, корпусы которых частично покрыты геометрическими узорами, идентичными тем, что имеются на глиняных горшках андроновской культуры бронзового века региона Восточного Казахстана. То есть сплошные вертикальные зигзаги, треугольники вершинами вниз, косые штрихи, решетчатые геометрические фигуры - весь спектр сакральных изображений, имевших для древних, живущих в этой местности, свое, особое значение. Неслучайно петроглифы бронзового века здесь характеризуются преобладанием многофигурных композиций, состоящих из разноплановых сюжетных линий, тематически чаще всего связанных с идеей плодородия, охотой, культовыми действиями. Позже, в эпоху раннего железа образ лошади сменило изображение благородного оленя, который стал своего рода эмблемой скифо-сакского кочевого общества и оказался связан с культом солнца, предков, мифологическими преставлениями о мировом древе, что тесно переплетались с другими элементами мировосприятия.
И, наконец, особое место в культуре кочевников занимают зооморфные изображения, которые указывают на связь со скифо-сарматским стилем, распространенным среди кочевников на всем протяжении от Черного моря до Алтайских предгорий и дальше - на восток. В этом отношении интерес представляет композиция, на которой среди изображений животных и людей, в том числе показанных в рогатых головных уборах, имеются четыре зооморфные фигуры, по морфологическим признакам явно напоминающие лошадей, но их головы при этом увенчаны оленьими рогами. Возможно, эти кони в рогатых масках были предназначены для жертвоприношения при обряде перехода, так как обращает на себя внимание подробная детализация образа: подчеркнутые гривы в виде торчащих зубчиков на коротких и сильно изогнутых шеях, уши и четыре тонкие ножки. Среди указанных изображений животных есть и редкие случаи, когда внутри разрисованного корпуса животного помещается маленькая фигура, что вызывает ассоциацию с известным изображением “стельной коровы” на камнях урочища Тамгалы в Жетысу и даже встречающихся на каменных стелах Древнего Египта.
Кстати, к числу редких мотивов изображений относятся и встречающиеся здесь фигуры медведей с медвежатами, несколько батальных (военных) сцен с участием всадников на верблюдах и орнитоморфные образы птиц, которых тут великое множество. Особенно часты появления изображений хищной птицы - грифа или орла. Что указывает на то, что эти птицы считались оберегом у кочевников, одновременно будучи символами божества неба. При этом хотелось бы упомянуть об одной странности - среди рисунков Шимайлы есть несколько изображений всадников на лошадях, которые по стилю резко отличаются от древнетюркских, и по ряду признаков их можно отнести к гунно-сарматскому времени. А значит, подчеркивает их связь с кочевниками Причерноморья, говоря о том, что территория Восточного Казахстана в древности была ареной сложных межэтнических и межкультурных связей.
Автор благодарит за помощь в работе над материалом пресс-секретаря Казахского научно-исследовательского института культуры Гульнур Кожахметову.
Фото предоставлено Казахским научно-исследовательским институтом культуры МКС РК
Астана - ВКО
|