|
Ольга Зорина
Танцевальный спектакль “Вдохновение”, исполненный в стиле сontemporary dance, состоялся благодаря казахско-американскому проекту, инициированному посольством Америки в Казахстане
Появление Театра оперы и балета в Шымкенте открыло возможности для проявления творческого потенциала как состоявшимся музыкантам и исполнителям, так и начинающим танцорам. Шымкентской школе балета, которой руководит заслуженный деятель искусств Казахстана Болат Мейирбеков, всего несколько лет, но именно ее воспитанники в скором времени станут артистами настоящего театра. И уже сегодня они участвуют в международных фестивалях и конкурсах танца и занимают достойные призовые места.
Настоящим подарком для всех воспитанников балетной школы стал специальный визит в Шымкент посла культуры из Америки 44-летнего Питера Каливаса, известного хореографа из города Сан-Диего (Калифорния), руководителя международного проекта “The PGK Project”. Вместе с ним приехал и организованный им дэнс-дуэт в лице молодых обаятельных людей Джастина Виернеса и Меган Дженкинс.
В течение двух недель они давали мастер-классы и ставили со всеми участниками балетной школы танцевальный мини-спектакль в стиле модерн, который, собственно, и был продемонстрирован публике в минувшие выходные.
А накануне представления нам удалось встретиться с представителями американской танцевальной школы и поговорить об Америке, Казахстане и, конечно же, о хореографии.
Первым делом мы спросили, за кого голосовали танцоры на прошедших выборах президента Америки.
- Обама!!! - в один голос воодушевленно закричали они.
- Какие надежды на него?
Питер, Меган, Джастин: С ним в любом случае будет лучше. Барак Хусейн Обама - очень вдохновляющий политик, все его действия идут снизу вверх, а не наоборот. Он не хочет воевать. Он готов к переговорам и обсуждениям.
- Каким вы представляли себе Казахстан, когда ехали сюда, изменилось ли сейчас ваше мнение о нем?
Меган, Джастин: Мы ничего не знали о Казахстане. И нас ничего не удивило и не разочаровало, потому что мы не пытались создать себе заранее какой-то стереотип страны. Для нас это стало приключением.
- Что больше всего запомнилось из этого приключения?
Меган: Ох, у нас останется много воспоминаний о мясе. Джастин, например, вегетарианец, но никто здесь не хочет на это реагировать. Мы заказываем картофельный суп, но на дне тарелки обязательно плавают фрикадельки. Джастин назвал этот феномен казахским сюрпризом.
Джастин: Еще, конечно, нас впечатлили дети, с которыми мы работали. Они воспринимали нас как суперзвезд. Столько восхищения было, которое передавалось нам!
- Какова главная цель вашего проекта?
Питер: Я уже шесть лет работаю в Центральной Азии и Южной Америке, в Казахстан приезжаю уже в четвертый раз. В Шымкенте мы по линии посольства Америки. Но надо сказать, что осуществить настоящий проект нам помогла доктор искусствоведения Евразийского университета Лейла Мамбетова. Она выиграла грант посольства на проведение данного проекта и решила реализовать его именно на юге Казахстана, где свои двери вот только открыл Театр оперы и балета.
Мои проекты в основном сконцентрированы на людях непривилегированного общества, а в шымкентской школе балета занимаются дети из детского дома. Я учу американскому танцу и показываю молодым людям, что такое contemporary dance, и сразу хочу объяснить, в чем разница между этим стилем и современным танцем.
Современный танец возникает в определенных условиях и в определенное время, играя ту роль, которую мы себе представляем. Сontemporary позволяет находить еще какой-то выход и другие двери для творчества и объединять несколько направлений. Этот стиль стирает барьеры между зрителем и сценой, тогда как, например, балет показывает жизнь фантастическую, далекую от аудитории. Я люблю больше сontemporary, потому что мне важно сблизить зрителя со сценой настолько, чтобы он увидел себя в моем танце.
- Какой реакции вы ожидали от шымкентского зрителя?
Питер: В Казахстане в преимуществе живет российский разум и зритель больше привык к традиционному хореографическому искусству. У меня было беспокойство, но зрители аплодировали и кричали “браво!”. Это очень приятно.
Калифорнийских артистов тепло приняли не только зрители, но и сами воспитанники балетной школы.
Им действительно во многом повезло - открылся театр, который позволит им реализовать себя. За короткий промежуток времени они научились чувствовать музыку несколько иначе, понимать пластику тела чуть по-другому, воспринимать танец как близкий к обычной, непридуманной жизни, а сценическую постановку - как интерпретацию душевного состояния и музыкальной тональности. Их костюмы на этот раз не являлись многослойными балетными пачками, их движения не сковывались классическими канонами. Кто в джинсах, кто в другой обычной одежде, дети создали на сцене современный образ.
В таком непринужденном виде им было легче донести до зрителя свой образ стильных и чувственных людей
Contemporary в этом смысле действительно открывает много возможностей как для исполнителей, так и для зрительного зала. Так что на юге появились все предпосылки для создания абстрактного балета наряду с академическим. И в этом помог международный язык пластики.
Досье “НП”
Питер Каливас - архитектор, музыкант, хореограф - организатор и руководитель международного проекта “THE PGK Project”.
Родился в Нью-йорке в 1966 году. Мать - американка, отец - грек.
Желание заниматься хореографией появилось в 19 лет, после того, как отец попросил его станцевать греческий танец на одной из вечеринок.
В этом же возрасте он поступает в Нью-Йоркскую академию танца, заканчивает ее с успехом и создает собственный хореографический проект.
В течение 20 лет он преподает хореографию и ставит модернистские танцевальные спектакли в разных городах Америки и мира.
В настоящее время живет в Сан-Диего (Калифорния).
В течение последних шести лет осуществляет проекты в Северной Америке и Казахстане. |