|
Ольга Шишанова В Карагандинской области археологи из местного университета обнаружили на степных просторах древнейшую каменную площадь, которую уфологи тут же окрестили площадкой для кораблей пришельцев из космоса, а ученые заявили, что находке ни много ни мало - три тысячи лет. Загадочный комплекс нарекли Шантимесом
Архитектурный памятник из седой древности представляет собой огромную четырехугольную каменную платформу, каждая из сторон которой равна 40 метрам. Общая площадь удивительной конструкции, которая самым непонятным образом появилась в степи в незапамятные времена, - более полутора квадратных километров. По данным археолога-ученого Виктора Новоженова, в центре конструкции насыпан невысокий курган диаметром 15 метров, тогда как все пространство между центральным сооружением и оградой заложено камнем, сильно напоминающим городскую брусчатку. Единичные находки тогда много не рассказали, зато само сооружение оказалось подчинено принципу горизонтальной выкладки, ориентированной на восприятие сверху, то есть с высоты, с неба, а ведь там, по представлениям древних, обитали божества. Следующим любопытным моментом, по словам Новоженова, явилось то, что по форме сооружение напоминает монументальную мандалу - индоарийский знак, символизирующий модель Вселенной. Издавна он изображался квадратом, в который вписан круг, а все вместе гармонично соединяло небесную сферу, представленную курганом, и земную твердь в виде четырехугольной ограды, удивительно расположенной углами по направлениям к четырем сторонам света. Это заставило ученых предположить, что в данном случае памятник не столько погребальный (высказывались и такие мнения), сколько представляет собой храмово-ритуальный комплекс далекой эпохи бронзы. Подтверждением послужили многочисленные кострища по периметру ограды и десятки каменных жертвенников вокруг сакрального центра, представленных каменными кольцами и четырехугольниками. Кстати, такие курганы - памятники бронзового века - в ученом мире принято называть херексурами. Они известны в Восточном Туркестане, Сибири, Монголии и Забайкалье, тогда как более поздние монументальные комплексы ранних кочевников прославлены огромными каменными грядами, простирающимися на сотни метров от основного кургана, и каменными стелами-изваяниями.
Увидеть мудреные зигзаги степных дорог вокруг правильной геометрической формы найденного сооружения, повторим, можно только с высоты птичьего полета или даже из космоса. Горячие головы современных фантастов тут же принялись уверять, что Шантимес - не что иное, как посадочная площадка для НЛО. Скорее всего, он является свидетельством первого палеоконтакта пришельцев с номадами, которые в ожидании отстроили космическую гавань. Те же уфологи полагают, что и гигантские геоглифы в пустыне Наска древние люди создавали с теми же целями, которые на фоне своих собратьев на поверхности в казахской степи воспринимаются совершенно по-особому, сплошь линиями космических чертежей, и - тамга-образными знаками. О чем, кстати, не преминул заметить в своих исследованиях писатель Александр Казанцев, посвятивший не одну страницу горному плато пустыни Наска. А ведь сам он был родом из Акмолинского уезда! Как знать, может, и приходилось ему сопоставлять и те и другие “чертежи”. Иначе откуда бы вот эти строки: “На горном плато пустыни Наска нет песка, только камни. И среди них - темных, острых, рассыпчатых - совсем другими, светлыми камнями, принесенными неведомо откуда тысячелетия назад, оказались выложены странные фигуры, изображающие насекомых, животных и птиц, порой неземных, то есть на Земле не встречающихся. Размеры их несколько сотен метров, а рассмотреть можно лишь с большой высоты. Что они означают? Вот длиннейший крокодил, вот обезьяна с закрученным спиралью хвостом. Но главное, среди камней пустыни под строгими углами - светлые каменистые дороги, напоминающие взлетно-посадочные полосы современных аэродромов. Ведь тот, кто мчался по ним, мог только взлетать”.
Однако в отличие от перуанских изображений гигантских животных на земле и загадочных абстрактных “линий” и “лабиринтов” казахстанские представляют собой огромные, исключительно геометрические, а не фигуративные изображения на поверхности степи. Вот разве что такое гигантское изображение, сродни зооморфному виду из пустыни Наска, показывающее графического лося на склоне холма, было также недавно обнаружено челябинскими археологами на Южном Урале и датировано эпохой энеолита. Но странным кажется все-таки, что все эти мегалитические сооружения изначально возводились в монументальных масштабах, в гигантских пропорциях и размерах, однако все это, словно наоборот, долгое время делало их совершенно незаметными, оставляло нетронутыми в многовековой ковыльной степи. И только когда человечество начало снова покорять небо, вдруг рассмотрелось с высоты птичьего, самолетного и полета космического корабля. Кроме того, практически все такие вот монументальные памятники возводились у подножий небольших сопок-холмов, и топографический анализ позволял затем вычислять наиболее удобные точки обзора - своеобразные “смотровые площадки”, с которых можно было обозревать эти гигантские фигуры - своеобразные храмы под открытым небом. Исследования же уникального памятника Шантимес, говорят ученые, только начались, и новый полевой сезон - вскрытие загадочных конструкций - обязательно принесет новые сюрпризы.
Астана |