|
Ольга Шишанова В столичном театре “Астана Опера” грядет весенняя премьера драматического балета “Манон” на музыку Жюля Массне в постановке британского хореографа сэра Кеннета Макмиллана. В перерывах между репетициями балетмейстер Карл Барнетт, который занимается осуществлением постановки, любезно ответил на вопросы нашего издания
- Господин Барнетт, в чем изюминка постановки балета “Манон”, который вы представите на сцене столичного театра “Астана Опера”? - В этой постановке очень много необычного. Например, то, что этот балет достаточно известен - он имеется в репертуаре многих театров, тем не менее заполучить эту постановку в свой список спектаклей для казахстанской труппы - весьма серьезное достижение, это говорит о довольно высоком ее уровне. Впервые “Манон” был поставлен в 1974 году в Лондоне для труппы королевского балета, а его история восходит к временам Франции 1836 года. Однако любопытно, что этот спектакль настолько же актуален сегодня, как и 43 года, и даже 180 лет назад. Сегодняшний балет в “Астана Опера” отличают исторические декорации и костюмы известного мэтра Николаса Георгиадиса, они оригинальны, то есть были пошиты во времена первой постановки. Но даже если бы это был какой-то современный дизайн, все равно спектакль невозможно было бы спутать с каким-то другим, исходя из его темы, актуальности и характерных героев. Так, весьма актуальной проблемой, которая обыгрывается в нем, является рассматривание роли женщины в обществе. И я считаю, что это совершенно ошеломительно, что по прошествии стольких лет, времени, что прошло с того момента, о котором рассказывает постановка, женщины до сих пор борются за свое место в сегодняшнем обществе.
- Вам приходилось работать над столь же масштабным балетом, каковым является “Манон”? - Если говорить о постановках Кеннета Макмиллана, то да. Самые крупные его спектакли, которые мне доводилось ставить - “Майерлинг”, тот же балет “Манон” и “Ромео и Джульетта”. Естественно, что все три постановки очень разные, серьезно различаются между собой по содержанию, не говоря уже о многом другом, но истории, которые в них прослеживаются - очень реальные, настоящие, и каждая в своем роде весьма интересна. Скажу, что для сегодняшних танцоров задача очень сложная в том, чтобы создать глубокую историческую роль, соблюдая при этом всю технику танца. И это еще одна из причин, которая объясняет то, почему именно эти постановки Кеннета Макмиллана продолжают существовать, оставаясь актуальными - они дают шанс многим артистам балета, многим танцорам балетной труппы разных стран и национальностей создать глубокий, интересный образ своего персонажа с собственной интерпретацией роли. - Каково ваше видение каждого из перечисленных вами спектаклей? - Я бы не сказал, что “Ромео и Джульетта” требуют специального представления. Эта история о молодой любви одинакова для всего мира. Но не только, хотя данный спектакль, будучи одной из самых необычных постановок Кеннета Макмиллана, базируется на классической технике танца. А еще он из того поколения, которое очень интересовалось ранним черно-белым кинематографом, фильмами нуар - 30-х - начало 60-х годов. Ведь до него в балете существовали истории о принцах и феях, королях и лебедях. Но Макмиллану они были не интересны, он тяготел к жизненным перипетиям, житейским ситуациям. Тем более что тогда в драматических театрах все спектакли как раз и были о реальной, а не о выдуманной, сказочной жизни, отражали истории реальных людей. Вот и он хотел привнести эту новую струю в постановки королевского балета “Ковент-Гарден”. А это привело к тому, что его спектакли той поры продолжают сопротивляться времени и сегодня, оставаясь по-прежнему интересными и востребованными.
- Что вы думаете о современном балете? Есть ли у вас такой опыт? - Я был ассистентом французского хореографа Прельжокажа многие годы, до сих пор продолжаю с ним сотрудничать, одновременно преподавая молодым науку танца. Он во многом увлекся современным балетом, я же делю свои увлечения напополам, одной рукой, скажем так, занимаюсь современными танцами, другой - не оставляю классику. Потому что отдать предпочтение только современной хореографии не могу - пусть она и включает в себя огромный мир и очень много разного всего. - Несколько слов о ваших ежедневных творческих предпочтениях? - Я много путешествую по работе. Например, во время поездки в Мексику у меня был всего лишь один день на сборы нового чемодана, чтобы лететь в Астану. Я прилетел и вот - занимаюсь балетом “Манон”. Отсюда возвращаюсь обратно домой, у меня будет три дня, после чего я должен буду отправиться в Лондон на постановку спектакля “Майерлинг” с королевским балетом в “Ковент-Гардене”. После пяти дней перерыва вернусь в Астану на премьеру своей постановки “Манон” и через два дня снова улетаю в Мексику. Так что мои творческие предпочтения сильно зависят от того, где я нахожусь и с какой труппой я работаю. Все дни очень плотно заполнены, а на первое время приходится общее знакомство и понимание того, как оно все работает - ведь везде свои особенности, свои танцоры и своя техника. - Какая балетная постановка вам ближе, какая музыка затрагивает невидимые струны у вас внутри? - Один из композиторов, который мне очень близок, это Ференц Лист, мелодии которого звучат в балете “Майерлинг”. Думаю, мне очень повезло быть постановщиком этого спектакля, как и балета “Манон”. Кстати, когда-то давно мне довелось танцевать также под мелодии этого композитора, правда, другую партию и в другом балете, где постановщиком был современник Кеннета Макмиллана, и для меня это было приятным осознанием. Также как и сегодня, когда я ставлю “Майерлинга”, вспоминая свои ранние выступления под музыку Листа. - Чем гордитесь вы на сегодняшний день в своей работе? - Это сложный вопрос. Думаю, главное - когда постановка уже готова, твои артисты сохранили верность своему амплуа, своей личности и характеру. Не копируя при этом чужую интерпретацию роли, а изыскивая нечто особенное в себе, и, найдя, показывают это на сцене. И в этом есть мой вклад. Я вообще стараюсь быть щедрым духовно с артистами в своей работе, щедрым в плане информации, в плане терпения, внимания к ним. То есть во всем том, чем я могу с ними поделиться. И когда артисты в ответ щедро дарят свое искусство публике со сцены, я очень ценю такое их отношение к своему делу.
Астана
|