|
Диля Мусина
Уже второй год Тобиас Хилл проводит семинар по писательскому мастерству в Алматы, организованный British Council Kazakhstan. Делясь опытом с молодыми писателями, он верит в то, что литература сейчас становится все более и более популярной, но не стремится учить людей жизни.
Создавая свои произведения как в поэзии, так и в прозе, Тобиас Хилл заслуженно является писателем нового поколения. Он поделился с корреспондентом “НП” своим взглядом на современную литературу, рассказал о своем творческом пути и увлечениях
- Писатель - в наше время это не самая престижная и востребованная профессия, как Вы пришли в литературу?
- Для меня это не работа или карьера, это больше призвание. Если бы даже у меня была другая работа, я бы все равно продолжал писать. Когда мне еще было 17-18, я знал, что это то, чем я буду заниматься всю свою жизнь. Я не думаю, что это для меня ежедневная обязанность. Писать - это то, что я хочу делать.
- Какие жизненные обстоятельства, люди повлияли на Ваш выбор?
- Мои родители. Может быть, это было не прямое вмешательство... Моя мама, в частности, не была слишком рада моему решению, но дом, в котором я воспитывался, был полон книг. Мой отец был журналистом, моя мама занималась дизайном книг. Они оба работали с книгами, мой отец часто рассказывал истории, он также писал стихи. Доминирующей формой искусства в доме была литература, и это возымело свой эффект.
|
Романтик и мечтатель |
- У Вас есть кумиры в литературе? Кто Ваши любимые писатели?
- Очень сложно решить, это похоже на то, что нужно определить, какое из всех яиц самое любимое. то есть я, например, люблю яйца, но сегодня предпочитаю жареные, завтра вареные, потом еще какие-нибудь.
Я предпочитаю читать много. Но когда я пишу прозу, я читаю поэзию, и наоборот, когда я пишу стихи, я читаю прозу. У меня нет одной любимой книги, их много. Но есть книги, которые всегда нужны мне, на протяжении всей жизни, их около двухсот, и они все мне необходимы.
- Как Вы думаете, насколько литература популярна в наш технократический век, когда люди находятся в постоянной спешке и привыкли получать только необходимую информацию?
- Я думаю, что поэзия - это форма, которая всегда была только для определенных людей, которые на самом деле могут и хотят тратить время, чтобы читать и понимать поэзию. Некоторые люди считают, что сегодня поэзия очень популярна, но я не думаю, что это правда. Мы сейчас видим другие формы, например, баллады, популярные песни. Кто-то думает, что Боб Дилан - это поэзия. Я так не считаю. Поэзия, лирическая поэзия, не совсем популярна сейчас.
Что касается романов, то они очень успешны. Многие любят романы, потому что в них есть возможность скрыться от реальности на целые недели. Сейчас не столь популярна научная литература и исторические романы, но фантастика очень востребована. Но в любом случае хорошо написанные книги популярны всегда.
- На какие темы Вам интересно писать?
- Мне нравится писать разные романы, на разные темы. Мой первый роман Underground рассказывает об эмигранте, который работает в лондонском метро, это очень суровая работа. Второй - частично исторический. Третий - о будущем, 2020-й год. Четвертый об археологе, действие частично происходит в наше время, частично в прошлом.
- Как Вы думаете, насколько литература влияет на общественное мнение, на умы людей?
- Лично я думаю, что литература не должна пытаться делать это. Я не думаю, что романы или стихи должны быть манифестами. Я не думаю, что писателю следует говорить как думать и что делать в романах или в поэзии. Если я хочу написать манифест, чтобы изменить мир, я буду писать манифест. Писатель не должен вещать что-то с трибуны, как судья. Писатель не стоит выше читателя, они равны.
- Что Вы включаете в понятие “хорошая литература”?
- Для меня это быть стыдливо честным: честно писать о себе, о других людях, о героях. И еще уметь интуитивно понимать, что люди, человечество, представляют собой.
- Расскажите, над чем Вы сейчас работаете?
- Я только что закончил мой четвертый роман, который выйдет в Великобритании в январе, но не знаю, когда он выйдет в Казахстане. Это роман о человеке, у которого наступила черная полоса в жизни: он потерпел неудачу в любви, у него неприятности на работе. Он уезжает в археологическую экспедицию в Грецию, в Спарту, чтобы скрыться от своих проблем. Он всегда был аутсайдером. Он наблюдает за другими людьми, но хочет быть частью группы, хотя это ему не удается.
В экспедиции он встречает молодых людей, которые очень умны, харизматичны. Он отчаянно хочет стать частью этой группы, особенно потому, что его брак не удался и он чувствует себя одиноким. Очень медленно, но ему удается это, и тогда он начинает понимать, что что-то не так, эти люди не просто археологи. С этого момента и начинается самое интересное...
- Откуда Вы черпаете вдохновение?
- Я держу его закрытым у себя дома, в маленькой комнате, и когда мне нужно, я просто открываю замок и достаю немного (смеется). На самом деле я не знаю. Но я думаю, что есть много разных факторов. Писатель не должен ждать вдохновения, он должен искать, пробовать и очень упорно работать.
- Тобиас, чем Вы занимаетесь в свободное от литературы время?
- Я все время пишу (смеется). Еще я очень люблю музыку. И держу бабочек. У меня дома есть комната с живыми бабочками, это полная комната летающих бабочек. Я кормлю их сахаром, они живут на растениях. Они могут жить вечно, потому что когда умирают одни, сразу рождаются другие.
- Какие впечатления остались у Вас от Казахстана, от Алматы?
- Мне очень понравилось здесь. Мне нравится запах Алматы. Он какой-то особенный - Алматы пахнет дымом. Я никогда не чувствовал ничего подобного нигде. Еще Алматы для меня - очень интересная точка пересечений. Лондон - это огромный пункт встреч, но Алматы более специфичный город. Если Лондон - это место, где встречаются люди со всего мира, Казахстан же - это место встреч людей из Индии, Китая, России, восточных стран. Для меня Казахстан необычен. Я был бы очень рад еще раз вернуться сюда.
Досье “НП”
Тобиас Хилл - английский поэт и романист. Родился 30 марта 1970 года в Лондоне. В настоящее время живет в Северном Лондоне. Хилл учился в Hampstead Comprehensive, два года жил и занимался преподаванием в Японии, ныне читает лекции по английской литературе в Сассекском университете. В начале своей карьеры он был одним из редакторов пражского литературного журнала Trafika, работал в первом британском интернет-журнале. Хилл писал обзоры рок-музыки для Sunday Telegraph, был редактором раздела поэзии в Richmond Review, его критические статьи публикуются в The Observer и еще нескольких других изданиях. Хилл пишет стихи с 12 лет. Он является автором трех сборников поэзии Year of the Dog? (1995; получил Eric Gregory Award), Midnight in the City of Clocks (1996) и Zoo (1998). В 2004 году Poetry Book Society назвало Тобиаса Хилла одним из поэтов Next Generation. В 1997-м вышел его сборник рассказов Skin: And Other Stories (1997), награжденный PEN/Macmillan Silver Pen Award-1998, Ian St James Award-1997 и выдвигавшийся на Mail on Sunday/John Llewellyn Rhys Prize-1998. Также Хилл является автором романов Underground (1999; награжден Arts Council Writers’ Award и Betty Trask Award), The Love of Stones (2001; вошел в шотлист Mail on Sunday/John Llewellyn Rhys Prize-2002; экранизирован на студии Granada Films) и The Cryptographer (2003; вошел в шотлист Mail on Sunday/John Llewellyn Rhys Prize-2004). |