|
Ольга Шишанова
В Карагандинском музее изобразительных искусств снова вернисаж - персональная выставка Исмаила Галимова, которая напоминает о вечных жизненных ценностях, интересах, учителях и учениках, родных и близких людях
Автор этого теплого вернисажа, чьи работы так похожи на жанр наивизма и все-таки выдержаны в некоем строгом соответствии с каноном, пусть и не академическом, прожил долгую, непростую и очень интересную жизнь. Исмаил Ахмадеевич родился в 1938 году в селе Даниловка, где и прошло его детство. А начиналось оно, как у большинства детей, в довоенное время. Отец был репрессированным. В семье было четверо детей. Кстати, потом родное село, уголок любимого края, не единожды будет появляться на его картинах. Здесь же он окончил десятилетку, причем все - и взрослые, и дети - в один голос твердили, что Исмаил - честный и порядочный парень, который не может сдержаться, видя где-либо несправедливость. Это и помогало ему доносить через стенгазету недостатки и пороки окружающих, но делал он это столь деликатно, что тот, на кого была нарисована карикатура, только краснел и не держал на юного художника зла.
Однако судьба распорядилась по-своему, и по окончании школы пришлось идти учиться не по художественной стезе, а в Семипалатинский автодорожный техникум. По его окончании он был назначен преподавателем в Макинскую автошколу, а после двух лет работы переехал в Караганду, где и продолжил карьеру учителя. Работал с энтузиазмом, организовал своими силами ремонт кабинета, духовой оркестр. Результатом стали и образцовый класс, и хорошие показатели водительских кадров. Во время преподавательской работы изучал передовые на тот момент системы образования. Увлекся системой Виктора Шаталова - народного учителя СССР. Смог разыскать его и познакомиться с ним лично. Копии писем Виктора Шаталова к Исмаилу Ахмадеевичу, представленные в нынешней экспозиции, - прямое доказательство их многолетней дружбы, что продолжается и по сей день. Позже, спустя время, в Галимове открылся еще и писательский талант. Его тексты разного характера и жанра неоднократно печатались в различных изданиях на тот момент еще Советского Союза. Например, за статью “Охотское море” в литературном конкурсе, организованным газетой “Правда”, ему даже присудили второе место. Что касается нынешней выставки, то, когда рассматриваешь работы Исмаила Галимова, становится заметна одна черта - для мастера главной ценностью был и остается человек, люди. Его односельчане, коллеги по давней работе, водители, рабочие - все они герои его работ. Правда, иногда кое-где мелькнет натюрморт, что лишь подчеркивает основную идею. Кстати, много рассказывает Галимов о своей встрече с тогда еще совсем молодым Нурсултаном Назарбаевым, сыгравшей свою роль в его судьбе. Потому-то портреты президента в творчестве художника занимают особое место. Причем ему удается не только точно передать портретное сходство, но и высветить то главное, что формирует характер личности. Такие же, кстати, и портреты отца, жены, сына Рената, автопортрет, парадный портрет Динмухамеда Кунаева. И психологические картины с более лиричными названиями - “Землячка”, “Кочегар”, “Однокурсница”. Но художнику хочется большего, хочется освоить новые горизонты мастерства. Отсюда и учеба в Карагандинском Государственном политехническом институте, который он успешно заканчивает. И, наконец, мечта - поступление на заочное отделение (в возрасте 45 лет) в Московский университет имени Крупской на факультет станковой живописи, где он проучился пять лет. Его организаторские способности и полученное художественное образование, а также большой педагогический опыт помогли ему потом организовать клуб “ИЗОПОИСК”, в который входили 45 любителей искусства Караганды. Причем именно в помещении Карагандинского музея изобразительных искусств существовал и плодотворно работал этот клуб в течение двух лет. Именно там мастер влился в творческий союз таких известных художников, как Вениамин Шамшин и Саркис Саносян, которые помогали ему и советом, и на практике в совершенствовании художественных навыков. Сегодня в экспозиции автор выставил на суд зрителей и почитателей своего творчества почти пять десятков работ. В каждой - тонкое чувствование мира, окружающей художника природы и, главное, повторим, людей.
Например, цикл, написанный в Нерюнгри, где Исмаил Галимов работал в течение пяти лет, пронизан светом и ощущением радости, что возникает от соприкосновения человека с первозданной природой далекого Севера. В жанровых композициях он описывает быт и культуру коренного населения Якутии, не забывая темы ее индустриализации. Это такие картины, как “Праздник оленеводов”, “Мой балок”, “Старый Нерюнгри”, “Стройка обогатительной фабрики. Нерюнгри”, “Сторожка малого БАМа”. После возвращения с Севера в 1985 году художнику пришлось долгое время работать вахтовым методом кладовщиком на Шубаркольском разрезе. Часть картин оказалась посвящена этому его жизненному периоду - “Вахтовый поселок”, “Рассвет над Шубаркулем”, “Утро. Шубаркуль”, где автор выступает в роли замечательного документалиста. Довелось мастеру поработать и в сувенирной мастерской, где вместо простых черно-белых панно благодаря его находчивости на прилавки в магазины попадали уже живописные произведения, выполненные по эскизам и трафаретам Исмаила Ахмадеевича. А вообще, его работы знают не только в Караганде. Видели их зрители и в Алматы, и в Москве - на павильоне ВДНХ.
Автор благодарит за помощь в работе над материалом сотрудника Карагандинского музея изобразительных искусств Викторию Храпко.
Астана - Караганда |