Мария Коленко Такого театра и такого Достоевского вы еще не видели! В рамках международного фестиваля исполнительских искусств “Откровение” в Алматы впервые выступил хореографический театр “Балет Москва” с постановкой “Кафе “Идиот”
Гостевая программа фестиваля стартовала на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Спектакль “Кафе “Идиот”, представленный впервые алматинской публике, является обладателем премии “Золотая Маска” 2016 года - “Лучший спектакль в современном танце”. Сложно было представить, как можно станцевать роман Достоевского. Пересказа сюжета, собственно, и не было. Лишь три раза детский голос читал отрывки из книги так спокойно, как сказку. Приходя на такие спектакли, следует отключать мозг и включать сердце, иначе внутренний диссонанс не даст вам насладиться действием. Визуальная составляющая поразила с момента входа в зал. Когда зрители рассаживались по своим местам, в центре сцены окруженный небольшими вентиляторами летал отрез легкой белой ткани, подсвеченный разными цветами, - казалось, медуза плавала в океане. Гипнотическая красота.
Сюжета целиком вы здесь наблюдать не будете. Сможете лишь уловить такие знакомые по роману эпизоды, как эпилептические припадки Мышкина, Рогожина, убивающего ножом, и пару финтов Настасьи Филипповны. Для нашего зрителя, непривычного к таким вещам, все действо могло показаться сумбурным, а некоторые танцевальные эпизоды двоякими. Но стоит отметить, что ситуации-то до боли знакомые не только ценителям творчества Достоевского. Они пропитаны жизнью. Эпизоды с психическими безумствами сменялись драматическими танцевальными рассказами, а тут и любовный треугольник подоспел, и дискотечная тусовка. Вероятно, зритель узнавал в них себя. Девушка с завязанными глазами, не ведающая, куда поведет ее импульс, и молодой человек, услужливо убирающий стулья с ее пути: что может ярче передать отношения Настасьи Филипповны и князя Мышкина? Технически спектакль сложный. Сами танцы, ритмика, применение декораций, освещение сцены - все задавало тон. Благодаря “Кафе “Идиот” можно отметить один большой плюс современных спектаклей: при использовании в действии ломаных линий, уход от клише, как, скажем, когда звучит музыка, танцоры стоят неподвижно, но только она прекращалась, они пускались в пляс, зритель, не знакомый с таким форматом, и не заметит огрехов. Будь то внезапный перебой аппаратуры или поскальзывающийся на сцене исполнитель - может, так и было задумано автором. Как знать. Постановщику удалось передать атмосферу романа, танцорам - чувства героев. Задавала настроение и музыкальная составляющая. Здесь звучали и западные хиты прошлых веков, и ритмически сложные композиции Ника Берча. Тут и отсылки к самой знаменитой сцене с Мэрилин Монро - девушка в белом платье становилась на стул, и снизу юбку ей поддували вентиляторы, да так, что платье и вовсе слетело. Ведущий представитель российского и европейского современного танца, хореограф постановки Александр Пепеляев собрал в спектакле скорее впечатления от романа, выразил их посредством современного танца и добавил качественную, визуальную, динамичную графику. “Кафе “Идиот” - это еще отсылка к спектаклю “Кафе “Мюллер” немецкой танцовщицы и хореографа Пины Бауш. Больше всего запомнился фрагмент с летящим через всю сцену ножом, при наличии большого количества танцоров на сцене все внимание зрителей было сосредоточенно лишь на этом небольшом предмете. Еще один момент - кружащая в воздухе пара костюмов, словно кавалер со своей дамой вальсируют. Понравилось, как танцор в конце занял место того самого витающего в воздухе отреза ткани и двигался точно так же. В постановке прослеживается мысль о попытках человека быть счастливым, о терзаниях в погоне за желаемым, и как он опускает руки, не добившись своего. Свежий взгляд на классику - пора нашим зрителям к такому привыкать и пытаться полюбить. Подождем еще.
Театр “Балет Москва” - один из самых сильных хореографических театров России. Его художественная политика основана на органичном синтезе классики и новаторства. В составе театра две труппы - классического и современного танца. “Балет Москва” следует идее максимального жанрового многообразия, смелости в выборе выразительных средств, визуального и музыкального оформления. В репертуаре - авторские работы российских и зарубежных хореографов, специально созданные для артистов театра “Балет Москва”. Театр работает в свободном пространстве - у него нет своей сцены. Это позволяет экспериментировать с локациями, использовать потенциал и своеобразия различных городских пространств. |