Мария Коленко В Алматы проходит IV Международный фестиваль исполнительских искусств “Откровение”
Единственный в Казахстане международный фестиваль, занимающийся развитием современного театра, а также поддержкой независимых театров и театральных проектов в Алматы, подготовил для зрителей и специально приглашенных заграничных гостей (20 театральных экспертов из восьми стран мира) отечественную и гостевую программы. За несколько дней до старта фестиваля на некоторые спектакли все билеты были проданы. Зрители в залах готовы были смотреть постановки даже стоя, что, безусловно, радует. Но вот вам и печальный факт - в этом году поддержку государства фестиваль вновь не получил. “Откровение” состоялось благодаря частным компаниям-партнерам и невероятному желанию продюсера и директора фестиваля Ольги Султановой, ее единомышленников заявить о казахстанских театрах, познакомить публику с зарубежными труппами и их постановками, а также воспитать молодое поколение театральных зрителей.
Спектакль “Причины жить” театральной мастерской “Дом Q” стал отправной точкой “Откровения”. Простая в понимании постановка о тяжелых судьбах четырех женщин включала в себя элементы драматического спектакля, кулинарного шоу и мультимедийного перформанса. Завершил первый день фестиваля авторский проект художника Дарьи Спиваковой “Психоз 4.48” по пьесе Сары Кейн, показанный на Малой сцене театра имени Ауэзова. Зрелище не для слабонервных. Арт-хаусное произведение, выворачивающее наизнанку сознание погруженного в депрессию человека, страдающего от любви, непонимания, одиночества, жаждущего смерти в определенный час - в 4.48. Не самую позитивную историю перед сном не все зрители осилили и ушли со спектакля. Да и историей это назвать сложно. Сюжет неуловим. Слова героини - озвучивание мыслей, вспышки, воспоминания, не всегда вытекающие одно из другого. Словно зрители наблюдали за пациентом психбольницы. Присутствовала ненормативная лексика. Что понравилось - так это музыка, написанная, к слову, автором постановки, а также декорации - конструкция с маленькими окошками, при мигании света в которых появлялись части тела (иногда обнаженные). В каждом ломаном движении, действии, слове читалась боль. И паузы, когда актрисы выносили пакеты с землей и высыпали ее на пол, а после несли из-за кулис камень за камнем, затем лили воду, словно совершали ритуал, - завораживающее зрелище. Сумевшим досидеть до конца спектакля зрителям удалось взглянуть на театр с альтернативной стороны. Таким казахстанский шоукейс мало кто мог себе представить. Приятно осознавать, что, не ставя в приоритет коммерческую составляющую, есть люди, которые готовы рисковать и уходить от классических театральных канонов, открывая тем самым новые возможности.
Кстати, прошлогоднюю практику - демонстрацию спектаклей в ночное время - организаторы фестиваля “Откровение” также оставили, а для “жаворонков” был подготовлен и утренний театральный сеанс - спектакль “Лир Патша” (“Король Лир”). В рамках фестиваля состоялись семинары, мастер-классы и лекции для практикующих театральных специалистов от иностранных экспертов-наблюдателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Финляндии, Германии, Польши. Также прошла лаборатория социального и инклюзивного театра “Действие буквально”, проведена презентация книги “Антология современной финской драматургии”, а также проведена лаборатория по изучению театра участия, в рамках которой прошли лекция и воркшоп “Обед” с молодыми казахстанскими художниками, при финансовой поддержке международного фестиваля современного искусства ARTBATFEST. “Вообще на фестивале каждый год практически ко всем блокам можно применить слово “впервые”. Значит, есть куда стремиться, расти и радовать наших зрителей таким разным и удивительным современным театром. Я по-прежнему желаю каждому зрителю фестиваля найти свое откровение и поделиться им с окружающими”, - сказала продюсер и директор МФИИ “Откровение” Ольга Султанова.
Казахстанскую программу продолжили театр “АРТиШОК” с нашумевшим спектаклем “ЏЯТ”, авторский проект театрального критика Ольги Малышевой “Комьюнити”, Немецкий академический театр и их “Ревизор”, независимый театр “Бункер” с постановкой Stay true, а закрыл отечественный шоукейс спектакль “Лавина”, показанный независимым театром “Жас Сахна”. Финальная постановка “Лавина” о человеческом страхе, способном лишить рассудка, теперь в фаворе у знатной части зрителей. Казахстанский шоукейс представлен достойно. Ждем с нетерпением гостевую программу, которую впервые представят театры из Москвы, Армении, Санкт-Петербурга и Латвии.
Фото Талгата Галимова |