|
Валерия Стеблюк
Двое мужчин и четыре женщины. Первобытные страсти в африканском танце. Уличные разборки, но на изысканном языке. Любовная драма в тихом японском ресторанчике, перерастающая в шокирующее ограбление.
Это не анонсы нового хита Тарантино или гламурной книжки от Собчак. Это - экзаменационный перфоманс современного движения актеров.
“У всех остальных очень скучные будни: с утра до вечера дом, учеба, работа. Ничего нового. Никакого разнообразия. Никаких свершений в жизни. Серая жизнь. А мы пошли по другому пути. Мы решили, что жить скучно - не для нас. Мы хотим не только проводить интересно время или научиться чему-то новому. Мы хотим прожить тысячу жизней самых разных людей в своей единственной жизни!” Так мыслят выпускники новомодных актерских курсов, люди “иные”, если воспользоваться терминологией “Дозоров” Сергея Лукьяненко. А о том, как мыслят организаторы этих курсов, мы решили спросить у идейного вдохновителя школы актерского мастерства и актрисы Немецкого театра Юлии Жигулевой
- Что собой представляет школа актерского мастерства?
- На самом деле у нас не школа в прямом смысле этого слова. У нас обучающая программа, но без теории. Сплошная практика и никаких лекций, семинаров, конспектов. Ребята приходят, переодеваются, и начинается такое (смеется)! Даже трудно представить, но им нравится такой способ практического совершенствования. Поэтому мы и называемся просто “Тренинговый центр”.
|
Так становятся “иными”... |
- Как появилась идея создания “Тренингового центра”?
- Вообще-то подобные актерские тренинги или курсы уже давно существуют в Европе и России. В частности, в Москве. Там работают профессионалы высокого уровня в условиях очень жесткой конкуренции. А у нас в силу нюансов менталитета этот рынок абсолютно неизведан.
Никто не знает, что делать, потому что педагоги раньше работали со студентами, то есть с людьми, которые хотят обучиться профессии. А здесь люди будут применять знания, которые мы даем, в жизни: в повседневной, в рабочей, в личной, в общении с друзьями. И если говорить откровенно, театральная обстановка в Казахстане очень напряженная.
Большинство актеров хоть и безработные, но обладают ценнейшими знаниями, которые необходимо кому-то передавать. Вот и возникла идея создания подобных курсов. Уже давно в актерской среде витало ожидание подобного, нужно было просто кому-то принять эту идею. И это оказались мы.
- В чем отличие ваших актерских тренингов от многочисленных психологических тренингов, направленных на развитие творческих способностей?
- В актерском мастерстве все видят некоторый момент развлечения, а ведь на самом деле это очень тяжелый самоотверженный труд. Здесь мы учимся этому труду, учимся работать совместно в команде.
На курсах необходимо было не просто внутри группы поддерживать позитивную атмосферу, но и постараться перенести ее на свою семью, на своих друзей, коллег. А связь этого с актерскими навыками в возможности через игру, проиграв, изжить какие-то негативные моменты мироощущения. На первый взгляд наш тренинг психологический, но я подчеркну - наши курсы развивающие.
- Какова цель этих курсов?
- Прежде всего, мы не собираемся делать актеров из людей “с улицы”. Это, конечно, невозможно совершить за 3 месяца обучающей программы. Но для тех, кто хочет познать свои потенциальные способности и развить их, - самый раз! Ведь очень многие живут 20, 30, 40 лет и даже не предполагают, насколько безграничны их возможности: и физические, и духовные, и психологические.
То есть эти курсы не только для того, чтобы раскрепостить людей, а еще и для того, чтобы они поняли, каким образом могут достичь в жизни чего-то большего благодаря скрытому в себе.
- Но ведь открыть в себе такой потенциал очень трудно. Все с этим справляются?
- Естественно, не все выдерживают такой кропотливой работы над собой. Изначально на курсах было больше людей, но до финала дошли только самые стойкие. Наши первые ласточки, как мы их называем, очень достойно и самозабвенно открывали себя, боролись с собой, принимали себя новыми, необычными.
На занятиях они и уставали и сопротивлялись каким-то вещам. В процессе обучения - от элементарных упражнений к более сложным - они постепенно выходили на другой уровень. И не всегда понимали, что сдвиг, которого они так ждут, уже произошел. И вдруг их осеняет: “О, так, оказывается, можно не вербально общаться друг с другом!” или еще что-то. И познавая эти возможности, они меняются, хотя изначально такой целью не задавались. Ну а нашей целью является сделать этих людей другими, не похожими на всех, “иными”.
-
Неужели любой человек может попасть в школу актерского мастерства и стать “иным”?
- Нет, это не бухгалтерские курсы, на которые человек приходит за какими-то конкретными, теоретическими знаниями и будет на них ходить и год, и два. Для своего личностного роста не все могут и хотят уделять время, а что самое важное - не всегда приятна встреча с самим собой новым, неизведанным, с тем собой, с которым ты никогда не был знаком. Порой открываются такие вещи, которые не каждый может принять. Поэтому я ввела курс практической психологии. В нем через командные упражнения они учились избавляться от комплексов, неуверенности, зажимов. Конечно, постараться это может сделать каждый, но вот не каждый способен на это. Да так, чтобы остаться в согласии с самим собой.
- Что дают подобные курсы?
- Беспристрастно результат могут оценить только зрители. Они наслаждаются спектаклем, показом, перфомансом и, конечно же, не догадываются об этом чудесном трехмесячном превращении лягушек в принцев и Золушек в принцесс.
Разумеется, я сейчас не буду говорить такие банальности, что все они стали более общительными, мобильными, внутренне свободными. Но я вижу, что для их существования, в котором множество всевозможных рамок и границ они совершили огромный рывок вперед. И тот, кто хотел, достиг очень высоких результатов, прежде всего в собственном внутреннем мире.
- В Ваши планы входят дальнейшие встречи с выпускниками?
- Да, уже сегодня они спрашивают: “Когда мы встретимся еще? Хотим продолжение!” Прошедшие курсы были первой ступенью. Вторую мы планируем посвятить подготовке к спектаклю. То есть спектакль - это не совсем точное название, так как это профессиональный продукт, который создается по определенным законам. Скажем, перфоманс, действие, которое мы планируем играть на профессиональной площадке. То есть Алматы ждет большая игра в театр!
- А Вы не боитесь, что после ваших тренингов резко возрастет количество восторженных людей, желающих связать свою жизнь с актерской профессией? Они ведь будут просто невостребованы на рынке Казахстана?
- Я не боюсь, потому что на сегодняшний день профессия актера абсолютно не актуальна. Ни в Казахстане, ни в СНГ в целом. И учиться актерскому мастерству люди идут только потому, что это чья-то мечта или призвание. Профессиональные актеры отдают предпочтение не служению искусству, а служению материальным благам. И их тоже можно понять.
В обществе сейчас критерии счастливой жизни несколько другие. А эти курсы не дают достаточных знаний для профессионального актера. По сути, даже сертификат, который мы вручаем, всего лишь условность, которая подводит итог этого незабываемого, но вместе с тем сложного периода жизни. Конечно же, никакой уважающий себя театр не примет актеров с такими сертификатами, да мы и не пытаемся сделать из них настоящих актеров. Это все для того, чтобы они развили свой творческий потенциал, который будет помогать им не на сцене, а в зрительном зале жизни. |