|
Айгерим Бейсенбаева
В Алматы впервые прошла Немецкая неделя, организованная Гете Институтом. Это ряд культурных мероприятий, призванных познакомить казахстанцев с современной европейской эстетикой.
Открылась Неделя немецкой культуры вернисажем выставки художественной фотографии молодых европейских авторов. С произведениями можно было знакомиться под аккомпанемент специально приглашенного из Берлина музыканта Барбары Моргенштерн.
В экспозиции выставки были представлены работы, рассказывающие о том, чем живет европейская, в частности, немецкая молодежь, произведения авторов, для которых фотография - это возможность говорить с теми, кто не знает немецкого языка, без слов
“Для меня фотография - это не форма выражения, для меня - это упражнение для ума, способ превращения пятисекундного мгновения в вечность” - это слова одного из участников выставки Мате Барта, студента из Венгрии. С помощью фотографии и музыки можно побеседовать о многом с людьми, даже не зная их языка. Организаторы из Гете Института подготовили для публики широкую программу кино, фото и музыки.
Подробнее о том, чем была примечательна Немецкая неделя-2008, рассказал директор Гете Института Гюнтер Хазенкамп:
- Один из самых интересных проектов - это фотовыставка, ознаменовавшая открытие Недели. Она проходит на базе Академии искусств имени Жургенова. Это уже готовая экспозиция, которая впервые была представлена на ярмарке изобразительных искусств Art Cologne - это одно из самых престижных художественных мероприятий в Германии. Работы, составляющие экспозицию, являются победителями конкурса Epson Art Photo Award 2007/08. Очень популярный конкурс - в прошлом году в нем приняли участие почти полторы тысячи участников, семь тысяч фотографий.
Это не репортажное фото, не любительское, это то, что называется настоящим фотоискусством.
Возможно, многие подумают, что на фотографиях запечатлены какие-то по-настоящему странные вещи, которые могут быть даже непонятыми. По этой причине мы решили издать каталог, в котором рассказывается об авторах, - это многое объясняет. В частности, то, почему те или иные авторы фотографируют именно эти вещи и явления. Эти аннотации не направляют мысли зрителя, а, скорее, просто разъясняют.
Мне бы хотелось обратить внимание на фотохудожников. В большинстве своем это молодые люди - представители одного поколения. Это новое поколение европейских фотографов. Из Великобритании, Венгрии, Украины, Польши, Германии и многих других стран. Первый приз конкурса, кстати, получил автор из Венгрии. Наверное, художественный язык этих произведений будет ближе именно молодому зрителю, так как создано это было их сверстниками.
- Насколько я заметила, почти все проекты, проходящие в рамках Немецкой недели, рассчитаны на молодую аудиторию - мероприятия в основном современных жанров.
- Да. На открытии фотовыставки особое настроение задавала музыка специально приглашенной из Берлина гостьи Барбары Моргенштерн. Это был вечер электронной музыки - очень актуального сейчас жанра.
Сами фотографии мы решили повесить в холле Академии искусств специально для того, чтобы студенты в течение трех недель могли смотреть на эти работы. Утром и вечером молодые люди будут проходить мимо фотографий и не смогут не обратить на них внимание.
И я считаю, что очень важно для зрителей не просто увидеть фото, но и узнать что-то об авторах работ. Вот, к примеру, художница из Будапешта Лила Лизцкай, студентка Университета искусства и дизайна Мохой-Надя, она представила серию работ, объединенных общей темой. Я не думаю, что кому-то эти вещи покажутся непонятными, но все же, если вы прочтете то, что автор сама написала об этом, вы увидите в ее работах гораздо больше. “... Когда умер дедушка, все изменилось. Аура преходящего заполнила весь дом. Моя бабушка должна была привыкнуть к мысли о бренности бытия. Теперь она живет с мыслью, которую большинство людей не могут принять”. Девушка с помощью своих работ рассказывает историю, полную важных деталей.
|
Работы с фотовыставки |
- Современная фотография молодых европейских авторов отличается эпатажностью. Здесь же я не заметила никаких шокирующих вещей...
- Нет-нет, здесь нет никаких шокирующих произведений. Наоборот, все работы достаточно спокойные.
Меня вот впечатлила работа автора Беньямина Цибнера. Фотография не имеет названия, урбанистическая тема, просто огни какого-то большого города у ног. Это мог быть и Алматы. По-моему, это необыкновенная работа, чистая метафизика.
Фотография - это только на первый взгляд несложный жанр. Как говорит, к примеру, фотограф Кай Зенф: “Для меня фотография - это размышление и мир в отличие от шторма, который царит в моей голове без фотографии”.
Почти все фотографии здесь со своей длинной и интересной историей. Работа Хольгера Талинского отражает момент истории - Хайлигендамм - это название одной местности в Германии, где в позапрошлом году проходил политический саммит мировых лидеров. А эта фотография была снята именно там, в момент, когда армия специального назначения, охранявшая саммит от демонстрантов, присела отдохнуть во время перерыва. Это не какая-то армия разбойников на привале, а просто полицейские. Фотография с юмором.
- Какие еще мероприятия прошли в рамках программы?
- Помимо фотовыставки мы представили вниманию зрителей несколько художественных фильмов. Это картины о современной жизни в Германии. Один из фильмов, “Лето на балконе” режиссера Андреаса Дрездена, - неординарная картина, действие происходит в Берлине. История двух женщин, непростой сюжет, очень драматичный. Кроме того, картины “Воспитатели” и “Четыре минуты”. Специально к этим лентам мы заказали субтитры, так как дубляж в таких случаях мне кажется лишним.
Все три картины очень популярны в Европе. Можно спросить любого жителя Германии об этих фильмах, и он скажет, что знает, смотрел. Это просто культовые вещи на самом деле. Когда мы подбирали фильмы для программы, мы решили, что нужно показать зрителям очень эмоциональное игровое кино. Ведь сильные чувства - это то, что люди понимают идентично во всем мире, вне зависимости от национальности.
Это касается и фотографии. Через эмоции люди начинают лучше понимать друг друга. Язык - это, конечно, тоже очень важный момент, но именно культура является той сферой, в которой важны в первую очередь эмоции.
Что меня удивило на открытии Недели, это была фотовыставка и музыкальный вечер Барбары Моргенштейн. Некоторые были хорошо знакомы с немецкой культурой, с нашей музыкой в частности. Среди них были и совсем молодые люди.
- Расскажите о классическом музыкальном коллективе Munich Brass Connection, приехавшем специально для выступления на Вечере немецкой музыки. Эта часть программы рассчитана на зрелую публику?
- Выступление этого коллектива также рассчитано, в первую очередь, на молодежь. Мы специально пригласили этих музыкантов, так как их творчество действительно неординарное и интересное. Да, это классический коллектив, но у них своя манера, и мы предпочли их серьезным оркестрам и ансамблям, играющим старинную музыку. Когда они узнали, что приглашены в Казахстан на Неделю немецкой культуры, они заявили, что хотели бы сыграть здесь не только европейскую музыку, но и что-нибудь из произведений казахских авторов. “Мы хотели бы познакомиться, - сказали артисты, - со здешней музыкой”. Послали им ноты и ожидали сюрприза.
Что эти музыканты еще придумали? Они полушутя попросили распечатать для них открытки, чтобы давать публике автографы, как поп-звезды (смеется).
Нет, они, конечно, очень серьезно подготовились к этому турне. Выступление их было не только в Алматы, но и в Астане. Потом они направляются в Бишкек.
Кроме этого в рамках Недели был показан спектакль талантливого режиссера Немецкого театра Юлии Жигулевой. Спектакль “Бесхребетность” мне очень понравился: живой, стремительный, современный. Я помню, весь зал смеялся во время представления. |