|
Ольга Шишанова
В столичном Национальном музее РК состоялся вернисаж одного из самых ярких мастеров искусства современного Казахстана, чей мир художественной фантазии давно вышел за рамки традиционной классики, - Асхата Ахмедиярова
Асхат Ахмедияров - независимый художник, работающий в таких областях, как живопись, фотография, видео, инсталляция и перформанс. Он участник международных выставок и арт-резиденций: “Лаборатория абсурда” в Париже, на бывшем заводе Пьера и Мари Кюри, “Протагонисты. Невидимый павильон Казахстана” на 56-й Венецианской биеннале, Арт-Дубаи, Сингапурской биеннале, вернисажей в Берлине, Париже и, наконец, в Астане.
Кстати, это первая персональная выставка Ахмедиярова на родине в Национальном музее, которая может стать важным этапом не только в жизни автора, но и во всей художественной среде Казахстана. Выставка-манифест современного художника о пути познания жизни посредством искусства, о собственной системе координат, личном творческом методе и взгляде на мир. Большинство представленных работ специально созданы им для выставки, но есть и работы парижского периода. Дело в том, что в 2015 году на Венецианской биеннале Асхат Ахмедияров со своим проектом “Протагонисты. Невидимый павильон Казахстана” был отмечен французскими кураторами как один из самых зрелых, креативных и энергичных художников, достойный представлять свою страну на крупнейших и авторитетных мировых биеннале. На прошедшем же вернисаже Асхат Ахмедияров совместно со студентами хореографического факультета КазНУИ под руководством Карины Джиренбаевой представил, ко всему прочему, посетителям перформанс из проекта “Лаборатория абсурда”, чем безмерно всех удивил.
Так, для предстоящего перформанса известный казахстанский художник построил специальную стену. А после открытия своей выставки он начал разбивать ее кувалдой. “Я специально для этого подготовил стену в музее. Выложил из кирпича один из боксов с одной стороны, а с противоположной стороны гипсокартоном закрыл. Сделал видимость части архитектуры музея. Тот бокс, который я заложил, внутри обклеен обоями и на пол постелен линолеум. Создал видимость того, что там жилая комната. После открытия в атриуме музея там же, но в большом зале был перформанс. Все технические моменты предусмотрел. Стена не отвалилась. Там была перекладина, чтобы верхние блоки не упали. Там, где я должен был бить, прорезал блоки 50 на 40. Я начал долбить стену кувалдой. Никто из зрителей не ожидал”, - поделился потом Асхат. Однако перформанс художника поняли не все. Пришлось автору расшифровывать, что он показал “разрушаемую”, по его мнению, стену между детскими мечтами и их воплощением. “Мы знаем Асхата Ахмедиярова как художника, который делает видеоинсталляции и перформансы. Его труды высоко оценивают как в нашей стране, так и за рубежом. У него свой стиль, а у его работ особенный почерк. На его труды есть спрос”, - прокомментировал происходящее директор Национального музея РК Дархан Мынбай. Кстати, кроме непонятной композиции художник представил на суд зрителей свои работы, созданные им за предыдущие четыре года. Это “Корневая система”, “Парк”, “Высокие отношения”, “Монгол”, “Пролом, или Некоторые свойства полета”. Сам Асхат называет свою выставку “Единственное множественное”, причем главный акцент был сделан им на инсталляции “Мынколь”, то есть, по его словам, на происхождении слова “монгол”. А еще Ахмедияров загорелся идеей сделать фотографии тысячи рук. Сотрудники музея уверены, что эти фото послужат неким материалом для социального исследования. “Видя руки, что вы можете сказать о человеке? Фотографии очень интересные. К примеру, один из героев инсталляции - заключенный на 44 года. Когда художник пришел к нему и попытался выйти на контакт, тот, естественно, был зажатым. Но в какой-то момент все же рассказал о своей жизни, о радостных моментах - женитьбе и рождении детей. Самые разные люди были представлены в этом проекте, а число фотографий постоянно пополняется”, - пояснила замысел художника руководитель центра современного искусства Национального музея Роза Абенова.
И еще хотелось бы упомянуть об одном проекте Асхата, который буквально “взорвал” столицу Франции. По его словам, художник давно мечтал реализовать яркий и сильный уличный арт-перформанс под названием “Цвета иррационального”. Вылилось все это в буйство красок, в разноцветные рубашки, нестандартные движения - так перформанс Ахмедиярова стал своеобразным итогом его месячного пребывания в Париже. В этом перформансе семь так называемых “психопатов” оказались одеты художником в разноцветные рубашки, рукава которых, как и положено смирительным, длиннее раза в три. Длина - отражение внутренней энергии, глубины этих личностей. Цвет - передача их неординарности, креативности, таланта. Художник намеренно развязал рукава, как бы освободив их от оков социальной и политической обстановки. По замыслу “Цвета иррационального” - это своеобразное исследование художника в память жертв карательной психиатрии, что практиковалась в прошлом веке. Ее жертвами становились большей частью талантливые или даже гениальные люди. Именно таким образом их можно было “нейтрализовать” или дискредитировать в глазах остального общества, на умы которого они порой имели большое влияние. Сам Асхат Ахмедияров так описал собственный перформанс: “Смирительные рубашки как инструмент подавления личности в тоталитарном режиме. Замаскированный эшафот устранения людей, мешающих работе системы, зомбированию масс, для меня стал ключом к исследованию явления карательной психиатрии. Если создатели смирительной рубашки пытались подавить любую активность серым цветом и скованностью движения, я сделал эти рубашки яркими, чтобы показать неординарность мышления, гениальность иррационального поведения заключенных в них людей”.
Астана |