|
Ольга Шишанова
Подошел к концу третий театральный сезон “Астана Опера”. Множество ярких событий произошло на основной сцене театра, в том числе несколько премьер. Впрочем, обо всем по порядку
Сказать о том, что правит сценой опера или балет, невозможно, потому что в этом сезоне и вокалисты, и танцовщики представили по две премьеры. Репертуарными новинками стали национальная опера А. Жубанова и Л. Хамиди “Абай”, балет Л. Минкуса “Баядерка”, опера Джакомо Пуччини “Мадам Баттерфляй” и балет Мориса Жарра “Собор Парижской Богоматери”. Все премьеры прошли с огромными аншлагами. К слову, полные залы были и на последующих показах - достаточно вспомнить оперу “Абай”, которая приобрела любовь публики за счет интересной подачи знаменитого итальянского сценографа Эцио Фриджерио и постановщика Джанкарло Дель Монако. Зрители увидели максимально открытое пространство сцены, видеоинсталляции с использованием 3D, роскошные костюмы и декорации. Да и музыка звучала в этой опере особенно. Наверняка потому, что дирижером-постановщиком выступил заслуженный деятель Казахстана, главный дирижер “Астана Опера”, правнук самого композитора Жубанова - Алан Бурибаев.
На сценах Большого, Камерного, Барокко и Мраморного залов прошло 295 представлений. Артисты представили 57 оперных спектаклей, 83 балета, 155 концертов. По данным маркетинговых исследований, почти сто тысяч человек в этот сезон посетили любимый театр. Кроме того, и музыкальные критики проявили большой интерес к премьерным спектаклям, дав высокую оценку мастерству столичных вокалистов и танцовщиков на страницах специализированных печатных изданий. С неизменным успехом танцевали артисты “Астана Опера” и во всех уголках планеты. Прима-балерина театра “Астана Опера” Айгерим Бекетаева выступила в главной партии Камиллы в рамках испанского тура с труппой Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Ведущая солистка “Астана Опера” Альфия Каримова участвовала в премьере оперы “Дон Жуан” Моцарта в Италии на сцене театра “Карло Феличе”. Заслуженная артистка Казахстана Жаннат Бактай выступила в Большом театре оперы и балета Республики Беларусь, исполнив партию Лиу в опере “Турандот” Джакомо Пуччини. Ее коллега - блистательная оперная певица, обладательница чарующего меццо-сопрано Дина Хамзина пела на сцене Македонского театра оперы и балета Скопье в опере Джузеппе Верди “Аида” партию Амнерис. Известный тенор Медет Чотабаев выступил в Женевской опере на премьере оперы Джузеппе Верди “Фальстаф”. Прекрасная ведущая солистка “Астана Опера” Гаухар Усина и харизматичный артист балета Жанибек Иманкулов приняли участие в Гала-концерте в Большом театре Республики Беларусь. Впервые в отечественном оперном искусстве шесть казахстанских вокалистов были задействованы в полном составе в главных партиях в премьере зарубежного театра в опере “Богема”. Знаменательным событием стали гастроли симфонического оркестра “Астана Опера”, которые с большим успехом прошли в Мариинском театре на сцене Концертного зала. За дирижерским пультом стоял выдающийся маэстро современности Валерий Гергиев. Радуют и перспективы. Балетная труппа “Астана Опера” приглашена в Мариинский театр в феврале 2017 года. А еще хор театра исполнит “Маленькую торжественную мессу” Джоаккино Россини в Новосибирской опере, этим произведением артисты откроют Рождественский фестиваль в Камерном зале. Также известно, что свой четвертый сезон в столице “Астана Опера” откроет III Международным музыкальным фестивалем “Шелковый путь”, в рамках которого состоится премьера балета Людвига Минкуса “Дон Кихот”. Яркий, солнечный балет, полный юмора, страстей, безудержной энергии и сатиры на человеческую восторженность, обещает вернуть зрителя к бессмертной истории одного из наиболее популярных произведений мировой литературы, созданной испанским писателем Мигелем де Сервантесом “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский”. Но в отличие от романа, где в центре внимания оказывается рыцарь печального образа Дон Кихот, в балете акцент будет сделан на историю любви дочери трактирщика Китри и цирюльника Базиля. Благодаря странствующему рыцарю герои смогут преодолеть преграды судьбы и связать себя узами брака. Любовь в этом спектакле часто будет переходить в фантазии и мечты. Дуэт Дон Кихота с величественной возлюбленной Дульсинеей (Китри) окажется проникнут драматической выразительностью и характерностью образов. Роль Китри не преувеличена, она несет особую смысловую нагрузку - легкая, игривая, оптимистичная девушка станет отражением реалистичного мира в отличие от вымышленного мира бесстрашного рыцаря Дон Кихота. Балетмейстером-постановщиком при этом выступит художественный руководитель балетной труппы “Астана Опера” Алтынай Асылмуратова. “В этом году балету “Дон Кихот” исполняется 147 лет. Секрет долголетия заключается в его комических аспектах, вся прелесть кроется в насыщенной эмоциональности. Залихватские цыганские танцы, картины сна Дон Кихота, в которых ему видятся прекрасные дриады, приковывают внимание публики вот уже почти полтора века. Я взяла за основу редакцию Александра Горского, спектакль пройдет в двух актах. Будет переделан цыганский танец, надеюсь, что в нем появится больше динамизма. Возрастет количество солистов-мужчин. Дуэт тореадора Эспада с танцовщицей, который ранее был в сцене в кабаке, теперь будет перенесен в сцену свадьбы. В первом действии героиня предстанет как классическая танцовщица, потом как характерная”, - поделилась Алтынай Асылмуратова.
Известно, что все ведущие солисты и солистки “Астана Опера” будут пробоваться на главные партии. У многих из них уже есть опыт исполнения этого спектакля. К примеру, заслуженные деятели Казахстана Гаухар Усина и Мадина Басбаева не раз выходили на разные сцены в роли Китри. “С ведущими танцовщиками проще, а вот над ключевыми партиями - романтик Дон Кихот, земной Санчо Панса, богач Гамаш - придется очень хорошо поработать. Все персонажи должны быть сочные, колоритные. На примере очень важной фигуры дворянина Гамаша можно говорить об успехе первого акта. Если образ не создан в первом акте, первого акта нет. Мне хочется найти какие-то “забавные штучки”, но в то же время все должно быть сделано с хорошим вкусом. Публика увидит бурлящую жизнь Барселоны, в каждом месте, в каждом уголке сцены будет что-то происходить, как если бы мы воспроизвели кадр из жизни. Ну и, конечно, в спектакле будут задействованы дети”, - подчеркнула Алтынай Асылмуратова. Кстати, костюмы и декорации для балета снова будут готовить известные столичной публике итальянские мастера Франка Скуарчапино и Эцио Фриджерио.
Астана |