|
Ольга Шишанова Завтра в столице премьера десятого балетного спектакля в репертуаре театра “Астана Опера” - “Собор Парижской Богоматери”. С ошеломительным успехом он идет на лучших сценах мира, а первыми его увидели зрители Парижской оперы. Постановку легендарного хореографа Ролана Пети в Астане представляет известный балетмейстер Луиджи Бонино. О том, как рождался шедевр неоклассики, маэстро поделился с корреспондентом “НП” в эксклюзивном интервью
- Господин Бонино, каковы ваши ощущения накануне премьеры спектакля “Собор Парижской Богоматери”? - Я вместе с труппой пребываю в радостном волнении, мы дрожим от этого чувства, потому что завтра уже премьера! Мы стараемся выложиться в полной мере, отдать все силы, чтобы показать максимально хороший результат. Но вместе с тем я очень рад и счастлив находиться в этом театре, мне очень приятно работать с балетной труппой “Астана Опера”.
- Что вы думаете об оформлении сцены будущего спектакля? Ведь декорации сведены к минимуму... - Все решения по оформлению спектакля принимала команда во главе с Роланом Пети еще в 1965 году. То есть мы не меняли ничего - ни хореографию, ни декорации, ни костюмы, ни освещение. Наоборот, мы полностью восстановили ту прежнюю идею, концепцию самого Ролана Пети. - Расскажите, пожалуйста, о вашем с ним сотрудничестве в творческом плане? - Это очень долгая история - я работал с Роланом Пети на протяжении 35 лет. И научился у него всему, что только он мог мне передать - все его знания, умения. Для меня работать и общаться с ним было большим счастьем, причем начинал я творческий путь с массовых сцен, танцуя в кордебалете, постепенно поднявшись до исполнения ведущих главных ролей. В постановке Пети “Собор Парижской Богоматери” я танцевал партию Фролло. Сейчас на мне лежит очень большая ответственность - восстановить его балетные постановки не только в том виде, какими они были, а поставить их так, какими он бы хотел их видеть сегодня. Чтобы его желание - понять, прочувствовать и раскрыть их не только в разных театрах, но и здесь, в “Астана Опера”, - было исполнено. Думаю, что мне удается это делать, потому что я перетанцевал все партии, повторюсь, от кордебалета до ведущих персонажей в постановках Ролана Пети, и про все па в любом из его балетов знаю не понаслышке. - Какая роль из сыгранных вами на сцене вам ближе всего? Какой персонаж выражает ваше мировосприятие, раскрывая его через свой характер? - Балет, который я предпочитаю всем остальным, - “Юноша и смерть”. Эта постановка максимально близка мне, я люблю ее больше остальных балетов, хотя в каждом из спектаклей Ролана Пети можно найти что-то свое, то, что тебя затрагивает глубоко внутри и что ты можешь выразить своим танцем, показав это зрителю. Тот же балет “Собор Парижской Богоматери” мне также очень близок партией Фролло. Я исполнял ее в “Метрополитен Опера”, когда в роли Квазимодо был Рудольф Нуреев, а в роли Эсмеральды - Любовь Макарова. Все эти выступления вызывают у меня до сих пор множество приятных воспоминаний, трогая мое сердце. - Из чего складывается ваш творческий день в “Астана Опера”? - Утром, не завтракая, выпив только чашку чая, бегу в театр на репетицию. Короткое время обеда делит мой день на две части, после чего я также занимаюсь с артистами, причем до позднего вечера, когда сил остается только на то, чтобы добраться до постели. Но иногда мне нравится брать такси и совершать ночные прогулки по Астане. Я полюбил этот город, он просто потрясающе выглядит в свете ночных фонарей. А еще я очень люблю труппу этого театра, люблю ее фантастического художественного руководителя Алтынай Асылмуратову, с которой очень много работал, танцевал. Она всегда неутомима в поисках, постоянно подталкивая к каким-то новым свершениям артистов, которые молоды, талантливы, с которыми очень приятно работать. - Среди упомянутых вами молодых и талантливых трудно ли было выбрать персонажей на роль главных героев в предстоящем спектакле? - На главные роли пробы проходило множество претендентов. Мне пришлось пересмотреть несколько Квазимодо, Эсмеральд и т.д. Но у нас всего два премьерных дня, потому приходилось ориентироваться только на отбор двух составов. Выбирая, мне показалось, что именно те восемь человек, которых, в конце концов, я оставил, максимально адаптированы к предназначенным партиям. Лучше всего их чувствуют. Хотя, повторю, все пробовавшиеся были, несомненно, талантливы.
- Насколько трудно было уговорить выбранных вами артисток исполнить роль Эсмеральды, которая в конце спектакля погибает? Ведь артисты очень суеверны... - Я всегда говорю, что на сцене можно и нужно делать все, предназначенное тебе по роли. Совершенно другое дело в реальной жизни. Но на сцене артисты для того и существуют, чтобы перевоплощаться, любить, погибать, выражая все те эмоции, которые характерны для его героя в том или ином спектакле. Хотя в некоторых странах, в той же Японии, самая большая проблема - это прикосновение, несмотря на то, что японцы сами по себе очень яркие и открытые, и потому для меня это всегда было сюрпризом. Артист не должен стесняться прикоснуться к своему партнеру, даже если он с ним не знаком, он должен выразить свои чувства так, чтобы зритель ему поверил. - Еще один герой на сцене - это толпа. Легко ли вам было справляться с каждым из составляющих эту “грозную” массу в балете? - Конечно, не просто работать с толпой, тем более что масса народа в данном спектакле играет большую роль. То есть она смотрит, она реагирует, она рассказывает эту историю. И масса людей должна делать это эмоционально, с полной отдачей, а они иногда в первую очередь думают о пируэтах, прыжках, хотя вначале должна быть реакция сердца. Надо отдавать это публике, потому что у Ролана Пети все балеты очень жизненные, эмоциональные. Пусть и со сложной техникой исполнения, первоначально непривычной. - Ваши планы после Астаны? - Я собираюсь поехать в Италию, где предполагается большой гала-концерт, основанный на исполнении различных па-де-де из балетов Ролана Пети. Затем я направлюсь в Берлин, где “Владимир Малаков и друзья” проводит также большой концерт, в котором меня пригласили принять участие. Затем - Ницца и, наконец, в Риме - “Летучая мышь”. В августе я снова буду в Астане - меня пригласили в жюри международного балетного конкурса, который пройдет в столице Казахстана.
Автор выражает благодарность за помощь в работе над интервью сотруднику пресс-службы театра “Астана Опера” Асель Накуповой.
Астана |