ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Зажигая свет прекрасного Культура

Ольга Шишанова
В столице, в Российском центре науки и культуры, открылась выставка “Вечная жизнь”, организованная обществами Рериха Астаны и Степногорска и посвященная творчеству Святослава Рериха, которую открыл руководитель РЦНК Виктор Нефедов

 

Это уже не первый вернисаж, который проходит в стенах РЦНК и рассказывает о жизни и творчестве удивительной семьи Рерихов. Так, в 2014 году в Российском центре науки и культуры открылась выставка репродукций картин Николая Рериха и Михаила Нестерова “Это святое имя - Сергий”, в 2015-м состоялся вернисаж “Сердце Азии”. Не был забыт и старший сын Рерихов - Юрий Николаевич, с жизнью и деятельностью которого астанчане и гости столицы познакомились во время одного из памятных вечеров.
Нынешняя выставка младшего сына Святослава Рериха, по словам организаторов - это богатейшая симфония красок, образов, тем. Это сцены из жизни простых людей Индии, но увиденные художником под поэтическим углом зрения. Пейзажи, воспевающие красоту окружающего мира, наполненные чувством единства всего сущего. Портреты, раскрывающие внутренний духовный облик и внешнюю красоту, возвышающие понятие “человек”. Но это и грозные картины-предупреждения - отображение кризиса бездуховности современного мира, приводящего к войнам, экологическим катастрофам и ужасным человеческим трагедиям.

 

 

Однако Святослав был не только мастером кисти и красок. У него было много профессий: биолог, врач, орнитолог, ботаник, архитектор. Он писал отличные книги, придавал очень высокое значение воспитанию молодежи. Был важным связующим звеном между культурами Индии и России. Но поверх всех своих профессий и талантов выступал как очень яркий, талантливый новатор в искусстве живописи.
А истоки своего творчества художник видел в детстве. “Чувствовали вы когда-нибудь трепет, вызванный чудесным ландшафтом, красивым закатом или словами вдохновенного поэта? Испытывали ли волнение и душевный подъем, созерцая прекрасную статую или картину?” - спрашивал он у своих зрителей. И тут же делился с ними: “Ключ к моим картинам, моему творчеству - в моем отношении к жизни. Оно многостороннее. Я люблю жизнь, меня она всегда интересовала. Интересовала не только жизнь людей, но всей природы, вся жизнь. Я всегда, уже с детства, увлекался природой. Увлекался всем, что природа нам дает. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу, и читать ее книгу, эту книгу мудрости. И радость, которую я ощущаю в контакте с природой, и есть ключ к моему творчеству, к моим картинам”.
Своих отца и мать Святослав Николаевич называл теми “неизменными проводниками”, благодаря которым он “познал великие ценности жизни”. “Моя матушка была замечательной женщиной, женой, матерью, очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими с братом интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась как-то нас убедить в чем-то, но всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно”. Убедиться в этом можно, едва только взглянув на прекрасный портрет Елены Рерих кисти Святослава, который был представлен на нынешней выставке.
Рассказывая же о Николае Рерихе, Святослав был благодарен судьбе за то, что он счастлив уже тем, что на своем жизненном пути встретил поистине мудрого старца и наставника жизни, каковым считал своего отца. Не случайно изобразил его Святослав Николаевич именно в таком облике.
Да и вообще, по его словам, родители старались всячески укрепить и развить их с братом творческие склонности. Были и походы по музеям, и выезды всей семьей на археологические раскопки, и работа в Талашкино, где Николай Константинович расписывал храм. Дом был полон и предметов искусства, и замечательных книг, и коллекций Николая Константиновича. Что впоследствии оказало очень большое влияние на внутренний мир мальчика, когда он начал получать первые уроки рисования в гимназии. Мастерство его развивалось столь быстро, что уже к 19 годам Святослава стали считать сложившимся самобытным художником. В это же время он становится директором международного центра искусств “Корона Мира”, основанного Николаем Рерихом, читает лекции, ведет большую работу по продвижению Пакта Рериха, входит в состав многих культурных и научных учреждений Америки и Европы. С 1928 года семья Рерихов живет в Индии, где начинает работать основанный ими институт гималайских исследований “Урусвати”. Там Святослав Рерих заведует секторами ботаники, орнитологии, кристаллографии, изучает тибетскую фармакологию, исследует эфироносные растения, организовывает экспедиции по сбору редких растений. Любопытно, что, будучи истинными патриотами, братья Рерихи просили зачислить их в ряды действующей армии во время Великой Отечественной войны, но ответ на их просьбу так и не получили. Тогда Святослав устраивал выставки-продажи картин, а вырученные средства передавал в фонд Красного Креста СССР.
В это время он живет в Южной Индии, которую отлично знает, много по ней путешествует и пишет залитые ослепительным солнцем и яркими красками пейзажи этой местности. В горящих тропическим жаром полотнах то певучее движение, то вечная динамика, то не останавливающиеся ритмы жизни, которые вызывают в памяти индийскую музыку и священные древние танцы, то древние фрески и росписи пещерных храмов Аджанты V-VI веков. Вместе с тем не забыта им портретная живопись, причем Святослав Рерих не идеализирует своих героев, он умеет увидеть в каждом высокое значение жизни, стремится удалить ржавчину обыденности и показать во всем блеске радостное ощущение бытия, удержать человеческую душу на постоянном взлете.

 

 

Когда Святослава Николаевича спрашивали, почему он не отображает в своем творчестве отрицательные стороны, он отвечал, что об этих сторонах нашей действительности надо знать, но не следует давать им вторую жизнь в картинах.
- Как же тогда бороться с этим негативом? - следовал вопрос.
- А как борются с темнотой? Просто зажигают свет.
Так своим творчеством художник дарил окружающим свет красоты, мечты, надежды, веры в человека и в человечество. И даже в своих грозных картинах-предупреждениях он указывал путь спасения. Как, например, в центральной теме триптиха “Распятое человечество”, комментируя которую Святослав Николаевич говорил, что “наилучшее, что мы можем дать миру - это улучшить себя. Если каждый из нас постарается стать лучше, тем одарит себя, других, человечество. А если за это возьмутся все, на Земле много что изменится. В прекрасную сторону...”.

 

Фото Радмир Фахрутдинов

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение