|
Флюра Мусина Гульжан Туткибаева - народная артистка РК, ярчайшая прима-балерина ГАТОБ имени Абая 90-х, театра, которому она не изменила ни разу, даже в самые тяжелые для балетного искусства годы, несмотря на весьма и весьма заманчивые предложения от руководителей зарубежных театров. Сегодня она возглавляет балетную труппу, являясь главным балетмейстером старейшего театра страны, хотя во время учебы в московском хореографическом училище, которое с отличием закончила, о балетмейстерском поприще и не помышляла
- Гульжан, неужели за двадцать лет творческой деятельности у вас ни разу не возникало желания поставить что-нибудь самой? - Я по жизни перфекционист, поэтому для меня расстояние между глаголами “хочу” и “могу” представляется значительным. Я уверена, что могу прекрасно танцевать, а о том, что смогу также хорошо ставить балеты, как-то не задумывалась. Хотя спектакли, которые танцевала на сцене, всегда анализировала с точки зрения драматургии. А потом судьба сама подвела меня к этому: в Алматы открылась Академия искусств имени Жургенова, где мне предложили поступить на балетмейстерское отделение. Мастерскую набирали наши корифеи Заурбек Райбаев и Минтай Тлеубаев.
- Какой был первый серьезный опыт постановки балета? - Дипломная работа. Мой мастер Заурбек Райбаев, тогда главный балетмейстер театра, предложил мне поставить спектакль на сцене театра. Я поставила два одноактных балета: “Театр масок” на музыку Ф. Пуленка и “Космос души” на Сoncerto grosso А. Шнитке. - Серьезный выбор! Какое значение и место при постановке спектакля вы придаете музыке? - Определяющее значение! Причем для меня важно, чтобы в ней была драматургия и она ложилась легко на слух. Вот чем, по-вашему, определяются такой успех и долгая жизнь балета “Спартак”? Помимо гениальной хореографии Юрия Григоровича, конечно же, не менее гениальной музыкой Арама Хачатуряна! Она должна быть неописательной, но говорящей, тогда на нее легко ставить, она ведет балетмейстера за собой. - Долго пришлось искать такую музыку для следующей пробы балетмейстерского пера? Ведь следующие постановки уже состоилась на сцене ГАТОБ имени Абая и до сих пор идут в репертуаре! Это опять были два одноактных спектакля - “Чарли” и “Сюита в стиле антико”! - Выбором музыки для балета “Чарли” я обязана Минтаю Тлеубаеву, именно он посоветовал мне обратиться к 9-й симфонии Дмитрия Шостаковича. Правда, в те годы, а это было начало 2000-х, трудно было найти хорошую запись. И когда мы были с мужем в Нью-Йорке, я накупила дисков с музыкой и, в первую очередь, нашла прекрасную запись этой симфонии. Когда прослушала музыку, сам по себе пришел образ Чарли, этого “маленького человечка” с большой душой. Это собирательный образ, а то, что во внешности героя есть сходство с Чарли Чаплином - это скорее дань театральности, мне так легче было лепить характерный образ. “Сюита в стиле антико” была навеяна сонетами Шекспира. - В следующей своей постановке вы вообще замахнулись на Карла Орфа и сочинили кантату-балет! Это была ваша идея? - С такой идеей ко мне обратились известные художники Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов. Они хотели создать декорации к спектаклю, в котором бы присутствовали и балет, и хор, и вокалисты. Причем помимо балета пластический текст должны были иметь и хор, и солисты-вокалисты. Они соорудили на сцене потрясающей красоты декорации, очень сложные и очень стильные! И в эту среду органично нужно было вплести хореографию! Это был вызов, но, я думаю, мы отлично с этим справились, спектакль имел большой зрительский успех! - Не хотелось бы вам поставить что-либо на национальную тему и на казахскую музыку? - Очень давно хотела поставить танец на симфонический кюй Нургисы Тлендиева “Махамбет”. Меня потрясает эта музыка своей мощью и силой! Но идея полнометражного спектакля во мне еще не оформилась, просто были какие-то эскизы, наметки. И когда в театре было решено поставить балет, посвященный 550-летию Казахского ханства, я с радостью согласилась, хотя сроки были немыслимо маленькие. К счастью, собралась очень хорошая команда: мы опять встретились с Софьей и Павлом, а музыкальную часть возглавил наш главный дирижер Ерболат Ахмедьяров. - Какой балет немыслим без любовного дуэта? Ведь в центре любого балета, о чем бы ни шла речь - история двух влюбленных? - Мне повезло в жизни: я работала со многими известными режиссерами и балетмейстерами. И вот что вынесла из опыта общения с ними: история, реализуемая на сцене, должна быть очень простой. Гениальный Юрий Николаевич Григорович говорил так: “Есть только две силы, которые рождают все разнообразие человеческих поступков и мотиваций, - это Эрос и Танатос, Любовь и Смерть. Все остальное - лишь производные от них”. Вот это я и пытаюсь исследовать в своих постановках. - Как реагирует зритель? И какова, так сказать, “прокатная” судьба балета? Можно ли будет его посмотреть где-то, кроме Алматы? - Не знаю, музыка ли тому виной или действительно нам удалось воплотить в спектакле тот патриотический дух, который мы задумывали. Но зритель воспринимает балет очень воодушевленно и почти всегда встает на последних тактах музыки заключительной сцены объединения разрозненных казахских племен. Сейчас театр собирается в гастрольное турне по городам Казахстана, так что 9 июня его встретят в Таразе, а 16 июня - в Шымкенте. Надеюсь, он и там найдет отклик в сердцах людей. |