Мария Коленко Впервые в Казахстане в старейшем художественном салоне Алматы “Онер” открылась выставка работ “Магия песка и воды” мастеров студии АртБоТА, выполненных в нетипичных для художников техниках
На вернисаже авторов работ Елену Кравчук, Екатерину Джепка, Анастасию Скепко и Екатерину Ушакову, будучи не знакомым с ними лично, можно было распознать по “униформе” - художники облачились в черные одежды и доработали образы ярко-красными аксессуарами.
“Мы все профессиональные художники в студии, у всех высшее художественное образование. К этой технике лично я пришла совершенно случайно, познакомившись магическим образом с нашим директором студии Еленой Кравчук. Мы были первыми, кто начал работать в технике рисования песком. Позже стали осваивать и другие техники, в том числе рисование на воде. И решили сделать такую выставку, но не в классическом виде, а со своим видением, и добавили в технику рисования на воде еще и свои техники, совместив с другими”, - рассказывает Екатерина Джепка.
В мире искусство рисования на воде (эбру) называют турецким мраморированием. В Европу этот удивительный вид изобразительного искусства проник и стал активно использоваться с середины XVI века. На протяжении столетий техника эбру использовалась в основном для создания эффекта мраморной бумаги. На выставке посетители смогли убедиться, что мраморные разводы - это лишь малая часть глубокого и изящного искусства. Вначале изображение создается красками на поверхности воды. Затем его можно переносить на другие поверхности - бумагу и ткань, дерево и стекло, а также на керамику. Персы этой технике дали поэтическое название “искусство облаков”. Эбру безгранично и неповторимо - нет двух одинаковых рисунков, каждый раз получается новое сочетание цветов, форм, “облаков и ветра”. Даже мастер не знает, как будут “танцевать” краски на воде в каждом новом рисунке. У самых частых движений красок есть свои названия: “Шаль соловья”, “Прилив и отлив”, “Цветок”, “Зигзагообразный”, “Фейерверк”.
“Эта техника известна еще со второго века до нашей эры. Но мы отошли от классического эбру. Техника невероятно приятная, так как и вода, и песок - природные материалы, то и работать с ними очень приятно. Можно добиться невероятных результатов, порой мы и сами не представляем, что ожидать в итоге. Здесь я совместила эбру и дудлинг. Дудлинг - это больше как арт-терапия, здесь работа чаще всего тушью, пером либо какими-то тонкими материалами. Чаще всего черно-белыми, можно, конечно, использовать и другие цвета. Здесь творишь больше интуитивно: что ты чувствуешь, то и изображаешь”, - добавила Екатерина Джепка. Необычные техники рисования на песке и воде завоевывают все большую популярность в Казахстане. На вернисаже посетители смогли посмотреть, как создаются шедевры вживую. Мастера студии прямо на глазах творили красоту, подчиняя песок и направляя краски по водной глади.
Sand art, или рисование песком, - достаточно молодой вид творчества, который появился в 70-х годах прошлого века. Именно тогда американский аниматор Кэролайн Лиф создала первый анимационный фильм “Песок”. Позже ее опыт стали использовать и другие аниматоры: они стали создавать динамические песочные фильмы, то есть без монтажа, на одном дыхании. Этот опыт оказался весьма успешным и положил начало новому виду искусства - рисованию песком. Среди работ на выставке можно встретить знаменитые городские пейзажи и яркие достопримечательности множества стран.
“На выставке представлено около 70 работ: фотопринты лучших рисунков песком, а также авторская графика в технике эбру. Мастера студии продолжают развивать древнее искусство эбру, создавая новые техники и сочетания. Авторской идеей мастера Екатерины Ушаковой является смешение нежной эбру и линогравюры. Необычна серия работ с использованием эбру и графики в направлении интуитивного рисования (дудлинг, зентангл), разработанная Екатериной Джепка. Выставка “Магия песка и воды” не только демонстрирует прекрасные работы, но и открывает перед посетителями ценность самого процесса. Наблюдая за водным и песочным шоу, получаешь вдохновение и понимание, что искусство - это одна из самых прекрасных дорог к внутренней гармонии”, - отметила искусствовед Валентина Хуторная.
На создание рисунка в технике эбру требуется не так много времени, как, скажем, на то, чтобы писать картины маслом. По словам художников, на воде слишком долго не порисуешь, поскольку свойства красок не позволяют растягивать удовольствие - вода начинает “ломаться”. Для рисования используются специальные краски. У нас в Казахстане такие не производят, мастера заказывают их из Турции, поэтому, наверное, это направление не так широко распространено у нас в стране. На один рисунок уходит от 15 до 40 минут. Но учитывая, что он потом сохнет и художник его дорабатывает, в общем, на создание полотна уйдет день-два, если вдохновение вас вдруг не покинуло.
Зентангл в отличие от дудлинга является запатентованной техникой рисования, в которой есть свои правила, сформулированные авторами идеи Риком Робертсом и Марией Томас. Они определяют зентангл как форму медитативного искусства. Сам процесс представляет собой форму медитации с использованием ручки и карандаша.
Фото Талгата Галимова |