|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК открылась удивительная персональная выставка мексиканской художницы Сандры Пани под названием “Подобно дереву”
Коллекция графических работ, представленных на вернисаже, создавалась Сандрой с 2007 года и состоит из 36 рисунков. Ее работы, кстати, выполнены почти в рост человека, что подчеркивает их связь со зрителем, по словам самого автора, будто констатирует, что в нашем мире веществ, естественных энергий и информационных систем совсем немаловажное значение имеет связь человека с природой. По отзывам же искусствоведов, работы Сандры, выполненные, как правило, в смешанной технике, привлекают особой нежностью конструкций, геометрически насыщенной графикой. Простые линии сплетаются в полосы и пятна орнаментов, присутствующих практически на каждом листе, иллюстрирующем связь человека и его бытия. Перед зрителем открывается вроде бы незамысловатый образ, но стоит вглядеться в детали, и сказка линий предстает в совершенно ином ракурсе. При этом, умело используя различные графические способы создания изображения, смешивая их в одной работе, Сандра Пани достигает необходимой ей атмосферы фантазийности, кружевной легкости линий, уравновешивая все это локальными цветовыми пятнами, не перегружая при этом рисунок краской, и удивительно балансируя на грани между пастельными оттенками и черным бархатом акварели.
А еще в рисунках художницы прослеживается дух шаманизма, что выражается и в самом характере изображений - на них Сандра Пани изображает ствол дерева в виде тела человека.
К слову, одним из первых исследователей, применивших рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский профконсультант Жюккерт, который увидел в особенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека. Затем, в середине прошлого века, некий Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, состоящую из 4,5 тысячи изображений, выполненных почти 500 испытуемыми, которым необходимо было изобразить поочередно “просто дерево”, “мертвое”, “замерзшее”, “счастливое”, “испуганное”, “грустное” и “умирающее” дерево. Тогда же были отмечены некоторые характерные особенности такого рода рисунков. Например, “замерзшее” дерево обычно рисовалось самым маленьким, “мертвое” дерево - в горизонтальном положении, “счастливое” изображалось самым крупным, с поднимающейся вверх кроной. Все эти особенности были учтены мексиканской художницей при создании своих графических листов. Причем, по мнению арт-критиков, в ее рисунке “просто дерева” в наибольшей степени проявились личностные черты художницы, хотя индивидуальные различия легко прослеживаются и во всей остальной графике. Во втором случае на изображениях Сандры корни дерева-человека в земле, а ветви простираются к небу, и оно, как и человек, является отображением “существа двух миров”, созданием, находящимся между верхом и низом. Художница говорит, что во многих древних культурах не только почитались определенные деревья или целые рощи как место проживания сверхъестественных существ, но дерево и вовсе рассматривалось как ось мира, вокруг которой был сгруппирован космос. И это прослеживается как у степных номадов, так и у северных германов с их древом Игдрасиль, как у майя с Юкатана, так и у русов с их почитанием древних божеств лесных деревьев. То есть, по мнению Сандры, это всемирный феномен народов, у которых древо - центр мира и является опорой небесных слоев. В своих странно-фантастических рисунках художница не забывает и о неприкосновенных деревьях в библейском раю. Например, для буддиста символом “великого пробуждения” является дерево, под которым Будда достиг просветления. Древние египтяне почитали сикомор, из которого богиня Хатхор протягивает умершим или их душам в образе птиц укрепляющий напиток или пищу. Как древо жизни почитался шумерский бог плодородия Таммуз. В Древнем Китае почитались персиковое и тутовое деревья, у кельтских жрецов-друидов - дуб, который считался священным, как и олицетворение бога грома у греков - царя богов Зевса.
Не только вселенную художница уподобляет дереву и не только саму себя или изображенных - вселенной, но и в устройстве человека она видит подобие устройства дерева. И тут особая роль Мирового древа определяется ею тем, что оно выступает как посредствующее звено между макрокосмом вселенной и микрокосмом человеком, являясь местом их пересечения. А еще дерево выступает у нее в роли символа человека, ветви же символизируют его деятельность. “Традиционное вертикальное деление дерева - символа человека - очевидно”, - считает Сандра. Оно может отражать и анатомическую структуру: крона дерева - это голова, ствол - тело, корни - стопы ног... Кстати, с точки зрения психологии человек также подобен дереву. Старый могучий дуб - что-то вроде лесного короля. Зачастую это центральная фигура, которая отличается наиболее ярко выраженными личностными чертами. Недаром он так почитался у кельтских друидов, а современные психологи даже считают возможным судить о личности человека на основании того, каким образом он рисует это дерево. Так, корни дуба в тестовом рисунке связаны с коллективным и бессознательным, ствол - с импульсами и инстинктами, ветви - с пассивностью или противостоянием жизни. Что, кстати, легко можно проследить и в графических листах мексиканской художницы. Добавим, что выставка, которая продлится до 21 мая, организована при поддержке Министерства культуры и спорта РК, Национального музея РК и Посольства Мексики в Казахстане. По словам посла Мексиканских Соединенных Штатов в Казахстане Марты-Елены Фредерики Барсены Кокю, этот вернисаж - лишь начало культурного обмена между странами. “В будущем мы планируем провести Неделю мексиканских фильмов здесь, в Казахстане, а также наладить определенный культурный обмен и в других сферах, например, в музыке, чтобы казахстанские музыканты поехали в Мексику, а мексиканские познакомили казахстанцев с нашей музыкой здесь. Также мы бы хотели рассказать в Казахстане больше о нашей кухне, о традиционных видах искусства”, - поделилась г-жа посол.
Астана |