|
Мария Коленко Персональная выставка художника Сабиржана Беспаева открылась в Алматы, хотя и не должна была. По словам автора, все решилось в самый последний момент. Так что же все-таки захотел показать зрителям современный художник?
Новый взгляд на вещи порой не всегда воспринимается общей массой положительно, чаще читается вопрос: “А что здесь все-таки такое изображено?” В случае с выставкой Сабиржана Беспаева в арт-галерее “Белый рояль” сложилось несколько иначе, хотя и не особо понятно. Современный художник родом из легендарной группы альтернативного искусства “Зеленый треугольник”, начал поиски новых направлений в искусстве в конце 80-х - начале 90-х. Тогда отрыв от советской идеологии привнес в казахстанское искусство новое концептуальное искусство. Одним из его открывателей и последователем является именно Сабиржан Беспаев.
“Реальность мягких шевелящихся мазков, развеществляющих форму и медлящих восстановить ее, тормоз или просветы белого грунта... - все это как раз позволяло замедлить течение времени в картине, а также времени ее восприятия зрителем, перед которым действо неспешно “проступает”, постепенно рождается по сравнению с тем, как оно протекает в привычном, “нормального видения”, “человеческое”, “свое”, “реальное”, - отметил Сабиржан Беспаев. В своем творчестве автор затрагивает глубинные темы жизни, в том числе религиозную, женскую и тему человечества, все это передается на холст маслом, при этом в его работах отсутствуют откровенные образы.
В экспозиции представлены работы с 1993-го и по сегодняшний год. Выставка получилась спонтанной, художник не должен был сегодня находиться здесь. Как сказал автор, данная выставка должна быть более камерной, для узкого круга людей, чтобы человек просто пришел и посмотрел картины. Помимо полотен посетители смогли познакомиться с очень необычными инсталляциями, после просмотра которых мелькала мысль: “В доме Сабиржана остался хотя бы один целый зонт?” “Инсталляции из спиц зонтов я начал изготавливать пятнадцать лет назад, это мое ноухау. Первой инсталляцией была шляпа. Это увлечение началось еще со времен учебы в художественном училище. Я с детства мечтал быть художником. В моей семье отец также занимался творчеством”, - поделился на вернисаже Сабиржан Беспаев.
Девизом данной выставки являются слова выдающегося художника Анри Матисса: “Если бы не было женщин, рисовал бы цветы”. Образ женщины в творчестве многих художников во все времена занимал особое место своим изяществом, грациозностью, нежностью. Матисс считал, что “цвет - свет мозга художника”, так в работах автора выставки первичен цвет во всех его проявлениях, а образы уходят глубоко в картину, и только неспешно наблюдая, зритель может заметить, как постепенно “проступают” формы. В одних работах присутствует “нюансность” - художник при помощи одного цвета, используя его различные тона, передал объемность образов сюжета, здесь можно уловить вибрацию одного цвета, неуловимые состояния и настроения человека, мгновенные движения и положения, а главное - найти их связь, проследить процессы превращений. В других же ярко выражен абстрактный экспрессионизм, динамичные мазки являются основными составляющими композиций, создают в них некую разомкнутость рисунка. Мягко шевелящиеся мазки развеществляют форму и медлят ее восстановить. В работах Сабиржана Беспаева основными элементами являются цвет, линия и дизайн. Главное, творчество автора мимолетно оценить не удастся. Нужно задержаться у полотен на некоторое время, и вот тогда вы услышите шум дождя и свист синей птицы, а главное - увидите женщину.
Названия работ не менее специфичны, чем они сами. К примеру, встретились масляные холсты “Купание мраморных коней”, “Неофициальная девица”, “Старик у моря”, “Трижды оживший в стране теней союз дракона и тигра”. “Импрессионисты на рубеже 60-х - 70-х годов XIX века пришли к выводу, что само мгновение - это живой процесс, что оно не точечно, оно обладает своеобразной, нуждающейся в измерении и реально измеримой микродлительностью, которая может быть выявлена и проанализирована. Фиксировался временной скачок или “превращение” предмета, который до этого был в определенной точке, констатируемом состоянии, а после будет в другом, не поддающемся констатации, но посередине, в момент перехода из одного в другое, как будто разветвляется, чтобы, утратив свою прежнюю форму, “перелиться” в новую, которая, впрочем, тоже будет мгновением относительного покоя в абсолютном движении мира. Это становление в чистом виде. Объект “расплывается, смазывается”, неся в себе остаточные черты былого и нарождающиеся черты будущего положения или состояния. И сама фиксирующая все это картина должна стать процессом становления развеществлений и новых формирований...” - отметил автор.
Сабиржан, кажется, хочет перенести зрителей в другое измерение, открыть глубины сознания и достучаться до каждого. Будем надеяться, что автору это удастся проделать с большинством неравнодушных к творчеству людей. |