|
Ольга Шишанова В столичной галерее “Хас Санат” в четвертый раз открылся ежегодный Весенний салон, задуманный специально для поддержки творчества молодых художников. Его тема была объявлена заранее и прозвучала как “Великий шелковый путь: вчера, сегодня, завтра”. Произведения, представленные для участия в выставке, по мнению искусствоведов, вполне соответствуют и отражают идеи и концепции авторов, связанные с заявленной темой
Если разговор начать с такого традиционного вида искусства, как живопись, то в первую очередь на вернисаже обращают на себя внимание работы Нуржана Саутбекова, который, используя совершенно традиционные средства - холст, масло, воплощает свои размышления о современном дне. Его тематические картины “Идиллия” и “Мирас. Наследие”, на первый взгляд, очевидно отражая узнаваемые приметы каждодневной жизни аула, на самом деле имеют “второе дно”, поднимают глубокие вопросы - о преемственности, о человеческой памяти, о ценностях сегодняшнего дня. Возраст Нуржана позволяет относить его к категории молодых художников, но его творчество давно привлекает внимание специалистов и широтой тематического диапазона, и разнообразием формально-пластических поисков. Свободно перемещаясь от реализма, от жанровой живописи к абстрактным формам выражения, от историко-мифологических сюжетов до передачи глубоко личных, внутренних переживаний и даже отвлеченных понятий, Нуржан все равно всегда остается искренним и глубоким художником.
К слову, на персональных выставках Саутбекова всегда особенно выделяются картины на женскую тематику. Автор создает удивительно колдовские образы, передающие фатальную и обольстительную сторону их сущности. Художнику, по его собственному признанию, нравится писать именно такие драматические сюжеты, наполненные глубоким смыслом. Есть у мастера и картины-размышления на философскую тематику, например “Падение статуи поэта”, где безликая толпа полулюдей сбрасывает с постамента памятник. По словам Нуржана, этой картиной он хотел показать борьбу человека с одичавшим обществом или даже с самим собой. По его мнению, у него получаются не просто картины, а выплески месяцев поисков, разочарований и моментов чистой радости. В еще более абстрактной форме, но только с помощью холста и красок, излагает свои представления о современном мире молодой живописец Роман Агапов. Но наиболее масштабным, актуальным и концептуально сложным из всех произведений салона можно считать большой международный проект под девизом “Переопределяя”, который отталкивается от идеи перемещения людей по Великому шелковому пути, что в древности несло как положительные, так и отрицательные явления. При этом участники проекта провели параллель, выразив свое видение сегодняшних миграционных потоков, пытаясь определить явные изменения, которые, по их мнению, сильно влияют на социальную географию мира, а также рассчитать сопутствующие факторы, среди которых перенаселение, безработица и тому подобные безрадостные мотивы.
Сам проект состоит из трех видеоработ и инсталляции, суть которых - зафиксировать в разных форматах альтернативное, поскольку у каждой части проекта свои ракурсы рассмотрения одной темы, а также критичное видение измененного миропонимания, восприятия и уже существующей реальности сегодняшних межкультурных отношений. На грани разных жанров балансирует и видеоработа “Великий шелковый путь” трех молодых авторов - Сагандыка Айнура, Жаги Мади и Алпыса Нурболата, выдавая их размышления о поколениях на Великом шелковом пути, о традициях, передаваемых и бережно хранимых. Фотоработы, представленные на выставке, также демонстрируют разный подход всех участников к теме салона. Это и чарующие природные виды, и поэтичная смена сезонов в пейзажах молодого фотохудожника Андрея Павлова, и “оживленные” легенды народов Шелкового пути в постановочных работах Айгерим Мажитханкызы, успешно работающей в области фото, видеоарта и инсталляции. Прямолинейные, но при этом живописные, сопоставляющие прошлое и настоящее, натюрморты Дильмана Марата, экзотический фотоколлаж художника-любителя Павла Ларионова. Задумалась о нашем отношении к наследию Шелкового пути и Анар Мергенбаева в своей фотоработе “Чего мы не замечаем сегодня”. Между тем еще одной особенностью нынешнего салона стало то, что для воплощения своих тем неожиданно много художников выбрало графику. Например, тот же Мухит Дулу, продолжатель творческих традиций династии художников Аканаевых и литературного наследия народного поэта Кадыра Мырзалиева, представил ироничный лист “Ћаzаћша Steampunk”, в котором выразил неоднозначность отношения к теме истории и современности, а также работу-панно “Корабль пустыни”, выполненную в смешанной технике. И, наконец, в этом году в салоне, кроме отечественных художников, выставили на суд зрителей свои видео- и саунд-проекты, а также живописные произведения мастера из более, чем 10 стран, в том числе из США, России, Германии. Так, впервые на выставке Весеннего салона оказался представлен саунд-арт - инсталляция Диллона Бастана под названием Рeople are people. По определению самого автора, его “алгоритмическая звуковая инсталляция” отражает идею взаимодействия идеологий различных культур через взаимосвязь технологий и медиа. При этом сильно отличающиеся механизмы восприятия визуального и музыкального искусства делают крайне сложным восприятие подобного жанра, особенно для неподготовленной публики. Однако великолепно изложенная концепция проекта Диллона делает проект все-таки “переводимым” и понятным для всех категорий зрителей-слушателей - как самих музыкантов, художников, так и обычного зрителя. А идея транскультурности Великого шелкового пути в этом саунд-проекте передается посредством диалога музыки и интуитивного эксперимента художника.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |