|
Мария Коленко Постановка “Одноклассники” в театре “Жас Сахна” имени Байтена Омарова открыла международный фестиваль исполнительских искусств “Откровение-2016” в Алматы
Будущее - какое оно? Что нас ждет, хотелось бы знать. Но нужно ли нам это? Когда ты, будучи школьником, мечтаешь стать знаменитой актрисой или космонавтом, и мысль не промелькнет о другом исходе, кроме достижения этой цели. Но в одночасье жизнь может круто измениться. Твой класс - твои друзья. Поддержка, шутки, танцы, первая любовь, одноклассник, получающий подзатыльники от всех, - знакомая картина. Но следующие фрагменты истории, будем надеяться, никогда не повторятся. Спектакль поставлен по пьесе знаменитого польского драматурга Тадеуша Слободзянека “Одноклассники. История в XIV уроках”, над которой автор работал восемь лет. В основе произведения - события, произошедшие в польском городке Едвабн 10 июля 1941 года.
Впервые в Казахстане спектакль “Одноклассники. Уроки жизни” был поставлен театром BT во главе с Айгуль Султанбековой. Под эгидой театра BT спектакль показали на международном фестивале “ArtОкраина” (город Санкт-Петербург), где ему присудили Гран-при. В декабре 2015 года театр BT вошел в состав театра “Жас Сахна”, который отныне и представляет этот спектакль. Режиссером выступил Барзу Абдураззаков. Малый зал Театра Лермонтова. Десять серых стульев. Полуразобранное пианино. Нет ярких красок, смены декораций, разве что стулья передвигали. Действия трагедии разворачиваются на протяжении нескольких лет, а свое начало берут в 20-х годах. Десять разных героев, польских и еврейских мальчиков и девочек, судьбы которых прослеживаются вплоть до наших дней. Разве они, будучи школьниками, могли представить, что когда-то один убьет другого, подставит третьего, изнасилует четвертую, обманет пятого, изменит шестой, предаст седьмого, соврет восьмому, сожжет девятую и бросит десятую? Жизнь преподносит им новые уроки: сначала сталинский режим, затем нацисты, после советская власть. Как принять новые правила? Как жить, когда от самых близких тебе людей ты ждешь подвоха? Как сохранить в себе человека и не превратиться в машину-убийцу? Как принять конец всего, конец жизни?
Спектакль держал зрителей в напряжении, правда, не всех. Поначалу диалоги героев казались сумбурными, вырванными из контекста, да и от быстрого перемещения героев из стороны в сторону прямо-таки глаза разбегались. Логичные отступления с объявлением номера урока - нового этапа жизни - были своеобразной переменкой, да такой, что некоторые зрители, назевавшись в креслах вдоволь, выходя из зала, бурчали под нос про ужасный звук и непонятность происходящего. “Одноклассники” - вещь сильная, тяжелая, местами жуткая и противная, но этим и привлекательна. Каждый герой имеет свой реальный прототип. Все действие было на самом деле. Кульминационная точка, нанесшая урон национальному самосознанию Польши, - тот факт, что жители Едвабне - поляки, а вовсе не нацисты, как считалось десятилетиями, заперли евреев в церкви и сожгли заживо. Понравились моменты, когда страшные события, совершенные по вине поляков, преследуют их на протяжении всей жизни. Расплата нашла свое отражение если не в личной жизни героев, то плачевно отразилась на их родных. Но, наверное, это тот момент, когда пьесе лучше оставаться на бумаге. Резали ухо звучавшие из уст героев фразы: “Подумала она”, “Сказал он”. Думаю, что и без человеческой визуализации трагедии, имея лишь аудиовариант “Одноклассников” или же книгу, эта история не потеряла бы своего напора. Здесь же мы наблюдаем, как актеры временами играют своих героев, а иногда просто рассказывают, что с ними случилось. Смотрелось это так, будто актеры выдохлись или экономят силы, чтобы блеснуть далее. Когда герои в спектакле озвучивают свои мысли и чувства, они не дают зрителям подобрать иные варианты развития событий, понять этот момент по-своему, попытаться угадать, что будет дальше. Но надо отдать должное труппе - актеры справились со своими ролями блестяще (здесь не берем в оборот режиссерские ходы и замысел).
Эмоционально, открыто, сильно. Мастерски переплетенные монологи и фрагменты, когда живые и мертвые находились на одной сцене, а временами выжившим было в этом мире сложнее, чем погибшим, дали почву для осмысления своего существования. За пределами Польши эта пьеса несет общечеловеческое значение. В мире нет плохих народов, есть отдельные люди, которые совершают добрые и злые дела. Будьте в числе первых. Фото Талгата Галимова |