|
Мария Коленко Третий год подряд фестиваль “Откровение” дарит нам театральное удовольствие. Семь нетривиальных постановок от казахстанских мастеров сцены, выступление зарубежных гостей, и это еще далеко не все...
Международный фестиваль исполнительских искусств “Откровение” алматинцы ждут не меньше чем кинофестиваль “Евразия”. Билеты на некоторые спектакли разлетелись в считаные минуты. Фестиваль начал работу 1 февраля, и до 7 числа у алматинцев есть шанс попасть на самые яркие и необычные постановки этого года плюс впервые казахстанский зритель сможет познакомиться с физическим театром “Гекко” из Великобритании. С 5 по 7 февраля актеры будут показывать постановку “Институт”.
Главной смотровой площадкой, как и в прошлые годы, стал всеми любимый Театр имени Лермонтова. Несколько постановок были показаны на сценах театров АРТиШОК и “Оркен”. Проект разделен на четыре основных блока: казахстанский локальный кейс, представляющий собой постановки алматинских независимых государственных театров, таких как “Жас Сахна” со спектаклем “Одноклассники” - “открывашка” фестиваля, независимый экспериментальный театр АРТиШОК и его “Толстая тетрадь”, студия ДЕР со спектаклем “Собака”, Независимый театральный проект Разии Хасановой с нашумевшей “Любовницей”, хулиганская постановка “Ромео и Джульетта” от Театра имени Лермонтова, Республиканский немецкий драматический театр со спектаклем “Пробуждение весны” по пьесе Франка Ведекинда, Государственный академический русский театр драмы имени Горького из Астаны и его постановка “Язычники” по последней пьесе молодого талантливого драматурга Анны Яблонской. Следующий блок - международная программа. Гости фестиваля - британский физический театр “Гекко” и их постановка “Институт”, подробности о которой вы узнаете в следующем номере газеты.
Не обошел стороной фестиваль и образовательный блок от практикующих театральных специалистов и иностранных экспертов-наблюдателей из Москвы, Армении, Литвы и Санкт-Петербурга. “Образовательная программа при театральных фестивалях - это нормальное явление в европейских театрах. Люди приезжают из разных стран, делятся опытом, возможно, они и не скажут ничего нового для вас, но выскажут свою точку зрения, покажут свой взгляд по тому или иному вопросу. В театре не бывает просто гостей. Театральный мир очень маленький, очень узкий в плане контактов. Если кто-то знает трех человек, значит, вы знаете полмира. Вот в этом году на фестиваль приехали мы, пять человек, это значит, что у Казахстана появилась возможность поехать как минимум в 20 стран, потому что у нас там везде есть друзья, коллеги, которые помогут, примут и подскажут, что и как делать. В образовательных программах это очень важно - контакты. Никакая теория не даст результата без контактов”, - поделилась иностранный наблюдатель, менеджер в сфере культуры, продюсер Ирина Душкова.
В рамках фестиваля “Откровение” есть специальный проект “Қал ҚАЛАй?” совместно с ARTBATFEST - это параллельная программа, которая проходит перед спектаклями - перформансы, которые помогут зрителям плавно влиться в театральную среду. “Действительно, это такое художественное вторжение на территорию театра. Но на самом деле, думаю, что все согласятся - границы между жанрами искусства стираются все больше и больше. И мы уже не можем определить, где только театр, а где современное искусство. И поэтому мы решили нарочито объединить на этот раз казахстанских художников и казахстанский театр. Сейчас художники используют актеров как краски, они становятся немного театральными режиссерами и, чтобы донести свою мысль, высказать свою художественную позицию, используют актеров и театральные приемы. Это все выливается, безусловно, в жанр перформансов, который каждый зритель, что пришел на спектакль, сможет увидеть в Театре имени Лермонтова на фестивале. Тематикой этого вторжения мы выбрали город.
Поскольку город сейчас очень интересное поле для исследования. Мы видим, что проходят какие-то семинары, приезжали известные урбанисты, у нас сменился аким. Этот год был выбран годом тысячелетия Алматы, то есть фокус внимания переместился на город. И мы стали ощущать город как наше пространство, в котором мы, с одной стороны, все живем, а с другой - можем преобразовать, и мы чувствуем свою какую-то силу и влияние на преобразование этого пространства. Поэтому он нам становится интересен, поэтому мы выбрали эту тему. А что на самом деле для нас город? Как мы его ощущаем? Это набор улиц, зданий или людей? Я думаю, что каждый, кто примет участие в художественных интервенциях, откроет новую грань для себя”, - рассказала директор Международного фестиваля современного искусства ARTBATFEST, куратор проекта “Қал ҚАЛАй?” Ольга Веселова.
По словам продюсера и директора фестиваля “Откровение” Ольги Султановой, два года подряд фестиваль поддерживало управление культуры в рамках программы конкурса творческих проектов: “Фестиваль был конкурсом, было финансирование, были денежные премии для участников. В этом году он перешел в формат смотра, но тем не менее, когда пришла новая команда, была пересмотрела политика, программу конкурса творческих проектов сократили, ее сейчас нет, и дотаций из основного бюджета нам тоже не смогли выделить. Но фестиваль в этом году существует благодаря тому, что есть Британский совет, который профинансировал очень большую часть для приезда театра “Гекко” из Великобритании, очень много партнеров. Мы закрываем все расходы по фестивалю благодаря тому, что продаем билеты. И фестиваль существует в ноль”.
|
Перформанс художника Алены Велар и группы И.Л.И. “Игры в городе”
|
Фестиваль - это бренд страны, который представляет театральную сферу. Как и в прошлом году, некоторые спектакли проходили в ночное время. Организаторы делают акцент на том, что театр может быть круглосуточным. “Ночные постановки очень популярны. Основная аудитория фестиваля - 16-25 лет. На сегодняшний день, пока фестиваль растет, у нас нет параллельной программы, которая шла бы с утра до вечера. Мы ходим на сеансы, которые могут начинаться в 23.20, 23.40, и нам все равно, что фильм идет три часа, мы готовы выделять на это время даже в будний день. А почему в театр нельзя ходить в это время? Собственно, это и был толчок. Наши ночные постановки очень востребованы. Они начинаются максимум в 22.00, до полуночи заканчиваем. В прошлом году у нас только один спектакль закончился в 00.30. Это нормально. Это здорово. Мы считаем, что направление ночных показов востребовано, и мы будем его развивать. Понятно, что театр и кино - абсолютно разные вещи. У нас в прошлом году ночные показы прошли с успехом. В этом году практически нет билетов. Эта практика проверена, она работает”, - подчеркнула Ольга Султанова.
|
Творческая группа И.Л.И. готовится к перформансу “Игры в городе” вместе с художником Аленой Велар
|
Половина фестиваля позади. Спектакли, представленные казахстанским кейсом, очень актуальны для сегодняшнего дня и для той экономической ситуации, которая существует сегодня в стране. Обо всем без прикрас. Откровенно.
Фото Талгата Галимова, Анны Ассоновой и Тео Фроста |