Мария Коленко Таинство красоты Галерея современного искусства Aspan Gallery показала картины Алмагуль Менлибаевой из серии “Мистический женский портрет” на международной ярмарке искусства Art Stage Singapore, созданные в период творческих экспериментов художницы с видеоформатом. В прошлом году ее работы уже выставлялись в специальной секции ярмарки под кураторством искусствоведа Чарльза Меревезера. По словам художницы, образованием ей послужила советская школа футуризма, которую в своем творчестве она совмещает с кочевoй эстетикой.
В работах Менлибаевой используются особые выразительные методы, позаимствованные из эстетики модерна и современного искусства. Художница изучает общий духовный опыт народов, проживающих в сухих и пыльных степях между Каспием, Байконуром и Алтаем. В своем творчестве автор экспериментирует с форматами видео и фотографии, совмещая собранные данные с документальными и постановочными съемками. Также на творческой ярмарке была представлена одна из знаковых работ современного центральноазиатского искусства - масштабная инсталляция Гульнары Касмалиевой и Муратбека Джумалиева “Транссибирские амазонки”. Произведение создавалось во время путешествия по Сибири. Оно показывает историю двух пожилых женщин, вынужденных заниматься мелкой торговлей вдоль древнего Шелкового пути. Когда-то они являлись высококвалифицированными специалистами и работали в профессиональном секторе, однако из-за экономического упадка после развала СССР были вынуждены заняться нелегальной торговлей, чтобы прокормить свои семьи. В 2005 году зарубежный зритель увидел эту работу в первом центральноазиатском павильоне на Венецианской биеннале. За 11 лет инсталляцию показали во многих городах мира. Первая ее версия хранится в музее современного искусства в Антверпене, вторая приобретена фондом “Коч” в Стамбуле.
Кисти женственности
|
Как дамам сохранить красоту, стремление и женственность в современном мире, где так или иначе присутствует преобладание сильного пола над слабым? Этим вопросом задалась художник и иллюстратор Акмарал Абулхаир, известная под псевдонимом Musia, и представила зрителям свою третью выставку работ под названием “Наша готика”. В арт-галерее “Белый рояль” было выставлено восемнадцать портретов на черном фоне, где запечатлены близкие друзья Акмарал и ее автопортрет. Ни у одной героини холста нет глаз, но есть прекрасные национальные украшения, что несколько пугает и притягивает одновременно. Здесь мы видим отсылки к древнему женскому божеству Умай - не только безликой матери и хранительнице очага, но и воительнице, сражавшейся за счастье своих детей. Художник акцентирует внимание на том, что, если вы хотите познать настоящее счастье, вам придется пройти через множество испытаний, и тот, кто умело их пройдет, не опустит руки и при этом останется самим собой, сорвет жизненный куш. Сегодня, чтобы оставаться красивой, честной и естественной, нужна невероятная сила. Главный акцент в ее творчестве - это понимание человека как сосредоточие поиска своего места не только в современном обществе, но и в культурных традициях и исторических ценностях той земли, где он родился. Не меньшую роль в работах художника играют внутренние чувства человека, его переживания, духовный поиск и сильные стороны личности. Возрождение сказки Под таким названием проходит юбилейная выставка заслуженного деятеля искусств РК Лидии Коваленко в Центральном государственном музее Республики Казахстан. Изобретательница авторской акварельной техники “теплый иней” - когда краски застывают в необычных узорах, плавно перетекающих друг в друга, представила в экспозиции около ста своих работ. Картины разнообразны: животные, растения, узоры, люди рассказывают некую волшебную историю. Хотелось бы видеть каждое полотно на ткани - сочетание цветов и легкие, сказочные образы будто созданы для изображения их на длинных шелковых струящихся платьях.
“Акварельная техника, несмотря на доступность, и по сей день остается загадочной. При кажущейся легкости этот материал, по рождению связанный с водой, своей непокорностью и стихийностью создает немало проблем для тех, кто пренебрегает необходимостью его терпеливого изучения. Во многих полотнах Лидии Коваленко чувствуется влияние Востока: Китая, Японии, Кореи - золотые рыбки, хризантемы, бамбук, китайские драконы, многочисленные композиции из бабочек и стрекоз. Авторская техника продолжает доминировать в большинстве случаев”, - рассказала искусствовед Валерия Харченко. Выставка продлится до 4 февраля 2016 года. |