|
Ольга Шишанова В Российском центре науки и культуры в Астане открылась персональная фотовыставка Максима Холуева, сына известного казахстанского художника Виктора Холуева. В экспозиции, объединенной общим названием “Калейдоскоп”, на суд зрителей было представлено более 40 работ мастера
Два года назад в Астане уже состоялась первая выставка “профессионального любителя”, как называет себя Максим Викторович, где была выставлена 31 фотография под многообещающим девизом “Начало”. Это были портреты и пейзажи, запечатленные Максимом в разные годы, в том числе портрет отца - “Художник. Портрет Холуева В.Ф.”, портрет столичного скульптора - “Скульптор. Портрет Пирожкова В.Б.”, портрет коллег-художников - “Шахерезада. Портрет Гульмиры” и “Ярослав. В мире своем”, “Автопортрет”, среди женских образов портретной галереи - “Дама с цветком”, “Дама с оранжевым телефоном”, серия “Наденька”: “Наденька в июле. Хиппи” и “Осенний портрет. Жан”. Портреты, по словам Максима, были сделаны тогда им без подготовки, а их оригинальное композиционное решение - тоже его экспромт. Например, случайно зашедшая на минутку в мастерскую художница Гульмира Тельгозиева увиделась ему в образе Шахерезады, а девушка Сабина напомнила брюлловских героинь.
Очень много фотопортретов было посвящено тогда, как, впрочем, и сейчас, Астане, которая стала для фотохудожника родной. Это город, в котором он вырос и жители которого, особенно творческая интеллигенция, прекрасно помнят его отца. Астану Максим считает своим любимым городом. И как настоящий фотохудожник воспевает городскую многогранность, изменяющийся ежедневно облик столицы, совершенно неповторимый в разное время суток. Каждый раз как большой мастер испытывает глубокий внутренний трепет при виде нового сквера, новых зданий, памятников, малых и больших архитектурных форм. Ведь фотография - как стремление к архитектуре и живописи - в их семье наследственное. Максим, по его признанию, творчеством начал заниматься с детства, и с годами увлечение переросло в полноценное и осознанное дело всей жизни. И любовь Максима к фотографии также появилась не случайно, а благодаря отцу, который в свободное от работы художническим мастерством время занимался фотоделом.
“Иногда мне кажется, что говорить, ходить и нажимать кнопку затвора фотоаппарата я научился одновременно. И по-настоящему я становлюсь свободен только тогда, когда беру в руки фотокамеру”, - поделился своими мыслями Максим. Не случайно многие арт-критики отзываются о работах Холуева-младшего как о сочных и весьма профессиональных с точки зрения постановки света и композиции. И это не лесть: рассматривая фотографии Максима, зрители действительно отмечают, что ему подвластно остановить время и запечатлеть чарующие моменты обыденной, современной, суетной жизни.
Урбанистические мотивы разрабатывались им в сериях “Космос”, “Тени и свет”, “Герои асфальта”. Нельзя было не заметить и снимки из альбома “Черно-белая осень в городском парке”. Исключив цвет, автор старался подчеркнуть выразительность, романтичность и хрупкую красоту этого времени года. И хотя многие снимки выглядели случайными - шел себе человек с фотокамерой и щелкнул пару кадров, в каждом был виден профессионализм Максима. Впрочем, как и сейчас, на нынешней выставке, которая открылась спустя два года.
Он и сегодня выбирает оптимальный ракурс съемки - вот он, зоркий глаз архитектора, интересно работает с цветом и тенью, обладает даром чувствовать людей, раскрывать их внутренний мир. Есть у него и такое важное качество настоящего фотографа, как терпение. Например, по словам Максима, для того, чтобы снять закат на мосту - продолжении проспекта Сарыарка, ждать нужное освещение и задуманный “сюжет” ему пришлось почти четыре часа. В сегодняшней экспозиции, повторим, представлено четыре десятка фотографий, которые стали своеобразным творческим итогом трехлетней работы и самовыражения Максима Холуева. Это и возврат к портретному жанру, где человек неотделим от его окружения, будь то художественная мастерская или улица, это и жанровые работы, и городской пейзаж, где Астана выглядит немного не так, как мы привыкли ее видеть. У Максима Холуева родной город немного фантастичен и непривычен, потому что так его видит фотохудожник, который для себя решил, что с помощью фотографий всегда можно передать свои впечатления от окружающего мира. “Я приемлю все жанры творческой фотографии, все направления и стили в ней, но ближе всего лирический пейзаж, пейзаж родного города, если хотите”, - снова делится Максим. Любуясь его произведениями, убеждаешься, что фотохудожник Холуев-младший - многогранная, романтическая, удивительно творческая и скромная личность, а каждая его работа - это его настроение. Настроение того мига, когда человек замирает от приоткрывшейся красоты жизни. И еще он подходит к передаче образа со своим видением и своей философией.
Справка “НП” Максим Холуев родился 9 мая 1968 года в городе Целинограде (Астане) в семье известного художника Виктора Федоровича Холуева. В 1990 году окончил архитектурный факультет Целиноградского сельскохозяйственного института и по всесоюзному распределению был направлен на работу в белорусский город Витебск, где отработал три года в качестве архитектора в проектном институте, а затем вернулся в родной город. В годы учебы стал дипломантом Республиканской студенческой олимпиады и был награжден дипломом Союза архитекторов Казахстана, в 1990 году - дипломом I степени Союза Архитекторов СССР на Всесоюзном смотре дипломных работ студентов, 2013 год - первая персональная фотовыставка художника в стенах столичного Музея современного искусства.
Астана |