|
Ольга Шишанова В Центральном доме художников Астаны каждый год накануне праздника всех влюбленных, который совсем не за горами, происходит таинство вернисажа - мастера кисти и карандаша выражают свои мысли с помощью картин, гравюр или скульптуры - и мир узнает о новой любви
Обычно в таких случаях отбор работ происходит по-разному, главное условие, чтобы картина, или графическое изображение, или скульптура смогла вызвать живой отклик, породить у зрителей эмоции, заставить вспомнить чудо первой любви. Наверное, поэтому на вернисаже знакомство с картинами многих мастеров всегда таит в себе множество самых разных неожиданностей. К примеру, поначалу зрители легко попадают под обаяние узнаваемых ситуаций. Но, завладев зрительским вниманием, картинный мир вдруг может обнаружить при этом иные смыслы и ценности, скрытые в обыденных и будничных фабулах. Внешняя простота сюжетов при этом оказывается обманчивой, что подтверждает нетипичность и неординарность собранных талантов. Тогда как некоторые произведения и вовсе зачастую являют собой мир фантастических грез и мечтаний, где идеями космизма проникнут каждый атом материи.
Именно поэтому известные казахстанские художники Нина Терещенко, Динара Нугер, Елена Ралина, Сембигали Смагулов, Женис Какенов и многие другие всегда стараются порадовать своего зрителя, донести до каждого тепло наступающей весны. И хотя сюжеты произведений были и будут посвящены в данном случае одной теме, тем не менее их воплощение художниками всегда оказывается очень разным и выполненным каждым из них в индивидуальной творческой манере, интересно различаясь при этом по технике исполнения. Но каждый художник непременно воспевает в своих работах красоту человеческих отношений - у кого-то это звучит ярко, кто-то из мастеров преподносит сюжет завуалированно, а кто-то и вовсе раскрывает свое видение посредством всего лишь полунамеков, штрихов и линий. Так, иррациональность творческого порыва как неосознанного стремления к идеалу всегда выражена в произведениях многообещающей художницы Гульмиры Тельгозиевой. В противоположность ее почерку, в работах Алексея Терехова авторская мысль находит свою визуальную аналогию в простых и лаконичных формах, несущих при этом большую смысловую нагрузку. Знакомство же с картинами Сембигали Смагулова всегда заманчиво, потому что картины этого живописца представляют собой целое повествование о жизни, этакую своеобразную философию бытия в красках.
Что касается произведений Нины Терещенко, то, по ее словам, на свете ничего нет прекраснее цветов и женщин, поэтому почти во всех своих работах она отражает темы любви, нежности и материнства: “Люблю писать цветы, детей, женщин, близких мне людей. Люблю все красивое, радостное, теплое, доброе. Хочется, чтобы через мои полотна до зрителя дошли мои чувства”, - говорит художница. Отсюда такое буйство красок и чувств в ее произведениях, представляемых ею на вернисажах, которые можно было бы охарактеризовать двумя словами: “прикосновение” и “искушение”. Что касается работ другой художницы - Динары Нугер, то они всегда являли собой мир фантастических грез и мечтаний, где идеями любви был проникнут каждый взмах кистью. Сама Динара при этом считала, что “в искусстве имеют значение намерения, а не достижения, так как художник прежде всего мечтатель, а уже потом - мастер...” Пространство ее работ почти всегда насыщено неким магнетизмом, притягивающим зрителя и призывающим распознать свой собственный мир фантазий в причудливых и загадочных образах. Подобны таинственным миражам силуэты полупризрачных существ, что разыгрывают театральные действа в ее картинах.
Реализм полотен Марата Туксаитова, романтическая взволнованность картин Елены Ралиной, самобытность и оригинальность произведений Ларисы Жанпеисовой, нотки абстракционизма в работах скульпторов также отражают размышления художников о времени и о себе, раскрывая многоликий мир любви и красоты человеческих отношений, хотя у каждого на свой лад. К слову, произведения Елены Ралиной всегда отличны тем, что никто и никогда не сможет их повторить. Даже она сама. По ее словам, она ведь не помнит точно, что тогда был за момент, сколько краски было на кисти... Ее работы уникальны и единственны в своем экземпляре, чем она очень гордится. А еще в ее творчестве есть картины, что были написаны художницей на одном дыхании, есть и такие, что создавались месяцами и даже годами. Но любопытно, когда Елена пишет женщин, то делает вернисаж для мужчин, чтобы они как раз и разглядели женскую красоту.
Да и каждый художник в своих работах воспевает красоту бытия как вечный человеческий идеал, смело пробуя свои творческие силы в широком спектре жанров - от пейзажа и натюрморта до сложной тематической композиции. Интересными оказываются поиски мастеров и при создании скульптур и скульптурных композиций, где художники пытаются изыскать новые средства выражения, расширяющие и обогащающие язык подачи самого произведения. При этом в их работах авторская мысль давно нашла свою визуальную аналогию в простых и лаконичных формах, несущих большую смысловую нагрузку, а темы, которые использовали при этом художники, смогли приобрести качества самоценных мыслящих субстанций.
Хотелось бы добавить, что произведения художников, представляемых на вернисажах, всегда исполняемы в разных жанрах и техниках живописи, графики и скульптуры. Но везде мастера старались и стараются использовать яркую и жизнерадостную палитру в своих работах, с помощью которой им замечательно удавалось передать свои чувства и эмоции, свою влюбленность и весну, выплеснув их на холст или воплотив в камне и металле.
Астана |