|
Ольга Шишанова В столичном театре оперы и балета “Астана Опера” под занавес уходящего года с аншлагом прошла премьера всемирно известного балета “Баядерка”
Так уж повелось, что балет, действие которого происходит в жаркой Индии, как правило, ставится в холодную зимнюю пору - то ли чтобы согреть зрителей теплом многоликого и богатого восточного мира, то ли это простое совпадение. Балет “Баядерка” был поставлен в Санкт-Петербурге в 1877 году, переделан известным балетмейстером Петипа в 1900-м, а затем в 1941-м - Чабукиани. И вот уже на протяжении 138 лет он идет беспрерывно. По словам постановщиков спектакля в Астане, на нем выросло не одно поколение артистов балета, которые стремились передать все лучшее в нем. Балет насыщен, в нем занята вся балетная труппа театра “Астана Опера”, он огромный по своему масштабу. Масса работы у кордебалета, в спектакле есть игровые партии, но все не просто рассказано, а показано и отработано детально. Потому что если какая-то партия сделана в первом спектакле, она будет создана на всю жизнь. Если же нет - ее образ не будет складываться, несмотря на прилагаемые усилия. Так считает постановщик спектакля, художественный руководитель балетной труппы “Астана Опера” Алтынай Асылмуратова. Которая, кстати, имела возможность танцевать различные редакции балета, в том числе редакцию Рудольфа Нуриева, Натальи Макаровой, Юрия Григоровича. В Мариинском театре Санкт-Петербурга, по ее мнению, сегодня идет самая лучшая и логичная редакция спектакля “Баядерка”, проверенная временем, настолько органичная, поставленная Чабукиани, что не все даже догадываются, что не все принадлежит Петипа. Однако, по мнению Асылмуратовой, в казахстанской постановке “этот спектакль больше пахнет Индией, если можно так сказать”. И действительно, на создание спектакля не скупились - в нем изумительные декорации, роскошные костюмы. Правда, было маловато времени поработать над балетом добротно, уж слишком он разнообразен. Но зато он был собран воедино, как кусочки драгоценной мозаики, буквально за неделю - вся работа, которая была проведена до этого, оказалась распланирована и проведена очень четко. В спектакль были введены даже маленькие исполнители, их на сцене присутствует 12 человек - будущих артистов балета. И, наконец, 32 балерины синхронно задействованы в знаменитом “Танце теней”. Если говорить о главных героях спектакля, то партию дочери раджи (сюжет расскажем чуть позже) красавицы Гамзатти исполняет многообещающая балерина Анель Рустемова.
Не сказать, чтобы ее героиня была отрицательной личностью, но она властная, харизматичная, она - воплощение гордости, красоты, интеллигентности. И, по словам самой Анель, всего лишь борется за свое счастье и любовь. “Это ее естественная реакция, а вовсе не от жестокости характера”, - поделилась с “НП” Анель Рустемова, добавив, что внутренне ей эта роль очень близка, потому что “балетные люди должны быть сильными”. Это же подтвердила и постановщик спектакля Алтынай Асылмуратова: “У Анель есть порода, она интеллигентна на сцене, она технична. Кроме того, она выразительна. Я ее сразу видела в этой партии, хотя сама балерина не особенно была с этим согласна. Но теперь она втянулась в процесс - ей нравится”. Ее полная противоположность, служительница храма баядерка Никия, роль которой досталась Айгерим Бекетаевой, нежная и ранимая. По словам Айгерим, она впервые столкнулась с партией подобного рода, и готовиться к ней, чтобы исполнить в декабре, пришлось с июля. Кстати, для зрителей приготовлен сюрприз - в каждом акте этого балета есть своя изюминка. Например, в первых двух актах артистам надо было показать и раскрыть актерские, драматические качества. В третьем акте по исполнению оказывается настоящая классика в чистом виде. Не случайно все артисты столичной труппы балета, которые, к слову, почти в полном составе задействованы в этом спектакле, говорят, что для них это еще одна новая роль и новый большой опыт. А вообще, музыка Минкуса в балете “Баядерка” следует за тщательно выверенной хореографической драматургией знаменитого Петипа, который работал над либретто вместе с Сергеем Худековым. Но понятно, что если балет многократно ставился на сценах всего мира, то и хореография претерпевала неизбежные изменения. Между тем, по замечанию Асылмуратовой, такой масштабный спектакль, в котором задействована вся балетная труппа, миманс, артисты детской студии, может позволить себе далеко не каждый театр. Да и над сценографией и костюмами работали высокопрофессиональный казахстанский состав и выдающиеся итальянские мастера - художник-постановщик Эцио Фриджерио, художник по костюмам, обладательница премии “Оскар” Франка Скуарчапино. Результат поражает зрителя - роскошный восточный дворец, картины джунглей и гималайских гор, индийский колорит в виде попугаев, слонов и змей, которые никого не оставляют равнодушными. И, наконец, сам экзотический сюжет, который не одно десятилетие манит к себе хореографов-постановщиков. В служительницу храма баядерку Никию влюбляется Великий брамин и знатный воин Солор. Не подозревая о таких страстях, раджа Дугманта хочет удостоить Солора великой чести и выдать за него замуж свою дочь Гамзатти. Идея женитьбы Солора на Гамзатти очень устраивает Великого брамина, который рассказывает о любви Солора и Никии радже, и тот в гневе выносит девушке смертный приговор. Но убийство Никии никак не входит в планы Великого брамина, охваченного преступной страстью к баядерке, и он предлагает убить Солора. На празднике перед бракосочетанием Солора и Гамзатти Никия должна развлекать публику своим танцем. В награду Гамзатти приказывает поднести ей корзину с цветами. Внезапно выползшая из корзины змея смертельно жалит баядерку. Во сне Солору среди неземных теней видится Никия, которая напоминает о клятве и сулит ему блаженство в царстве теней. И Солор, отозвавшись на зов любимой, навсегда остается в мире призраков.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |