|
Ольга Шишанова В Российском центре науки и культуры состоялся концерт, посвященный 100-летнему юбилею самобытного русского композитора Георгия Свиридова, в котором солировали учащиеся детской музыкальной школы № 2
В уходящем году музыкальная общественность отмечает столетие со дня рождения величайшего русского композитора, чье внутреннее ощущение музыки поистине напоминает лирическую вселенную. И эта вселенная поистине огромна. Ведь диапазон творчества Георгия Свиридова простирается от популярной киномузыки “Время, вперед!” и “Метель”, звучавшей в СССР везде и всюду, до изысканной минималистской кантаты “Снег идет” на стихи Бориса Пастернака, от “Патетической оратории” на слова Владимира Маяковского до духовных хоров на тексты из православной литургии. Не говоря уже об объеме поэзии, вдохновившей его на создание музыкальных произведений. Это стихи Пушкина, Лермонтова. Есенина, Шекспира, Бернса, Исаакяна, Маяковского, Пастернака, Прокофьева. “Я хочу говорить так, чтобы меня понимали. Те, кто понимает мой родной язык. Например, если представить себе землю после атомной войны, какой музыкальный инструмент уцелеет? Скорее всего, человеческий голос. Он всегда при человеке, и не нужно специально учиться, чтобы играть на нем. Инструмент - от Бога - голос, хор...” - такова была творческая позиция Свиридова.
Конечно же, Свиридов прежде всего великий вокальный композитор XX века. Среди его сочинений есть отдельные романсы, но все-таки предпочтение отдано крупным композициям: кантатам, ораториям, вокальным циклам, хоровым концертам. Не случайно Георгий Свиридов неоднократно обращался к поэзии выдающегося армянского поэта Аветика Исаакяна, главной темой творчества которого была не только лирика, но и история, и трудная судьба Армении. А лирические стихи поэта давно уже сроднились с музыкой композитора. Так, его романс “Изгнанник” 1949 года - это дума о родине человека, разлученного с нею, вечер в родном доме, где звучит голос матери, творящей молитву за изгнанника-сына. Точно так же творчество и Сергея Есенина вдохновило композитора Свиридова на целый ряд произведений. Это вокальный цикл “У меня отец крестьянин”, кантата “Деревянная Русь”, поэмы “Памяти С. Есенина” и “Отчалившая Русь”. Целый мир есенинских образов предстает перед зрителями: это и синее небо, и белые березки, и холщевый сарафан, и образ матери, поющей вечную песню о родине, о России. Особенно ясно это прослеживается в жемчужине русского вокального искусства - хоровой миниатюре “Ты запой мне ту песню” на стихи великого поэта. Вокальная поэма “Петербург” на слова Александра Блока создавалась композитором на протяжении 20 лет. Она была написана для Дмитрия Хворостовского и его аккомпаниатора Михаила Аркадьева. Премьера прошла в Лондоне в Вигмор-холле в мае 1995 года. Поэма включает в себя стихи Блока 1901-1914 годов. Это эпоха расцвета русской культуры и экономики. Здесь берет свое начало и знаменитый Серебряный век русской поэзии, музыки, живописи, архитектуры, русской философии и русского меценатства. Это время трагических событий революций 1905 и 1917 годов, Первой мировой войны. Предчувствиями и предсказаниями этих катастроф полны образы Блока. Потому и несколько песен, составляющих поэму, обращены к миру петербургских традиций, воплощая две важнейшие темы для поэта: тему “Прекрасной Дамы” и тему апокалипсическую, как, например, в песне “Флюгер”, где пролог несет в себе образ постоянно текущего времени, бесконечного и туманного, где музыка пронизана биением пульса вселенной поэзии Александра Блока. А вот “Детский альбом” для фортепиано, созданный Свиридовым в 1948 году, был полон таинственных и красивых находок. Это сборник поистине зрелых, тонких и потому сложных для исполнения миниатюр, рассчитанных в том числе и для концертного исполнения. Что касается популярнейшего произведения Георгия Свиридова - его музыкальных иллюстраций к повести Пушкина “Метель”, то эти мелодии с самого момента сочинения и по сегодняшний день не потеряли своей актуальности. Казалось бы, прикладная киномузыка, написанная по заказу, но сколько в ней поэтичности, неизъяснимой прелести и в то же время мощного трагизма. Мелодия начинается с цитаты популярного русского романса XIX века, который в результате вариаций превращается в траурное шествие. Это приводит к ощущению космической катастрофы, автор от своего имени говорит о судьбах мира. И рядом - поэтичный вальс, воссоздающий пушкинскую эпоху с мечтами о счастье легкой грустью, невероятной красоты мелодией. А еще совершенно особое место в его творчестве занимает вокальный цикл из шести романсов на слова поэта Александра Пушкина. Много лет спустя композитор напишет в своем дневнике: “Пушкинские романсы” переменили мою жизнь... Одна из лучших моих вещей. Ее бы надо было назвать “Бедная юность”, ведь именно такой была моя юность. Такой стала вся моя жизнь и жизнь всей России, всего русского народа. Надежды сулила лишь сама жизнь, судьба, бессознательная надежда на Бога”. В дальнейшем цикл романсов показал миру будущего великого мастера вокальных жанров. Хотя уже в этом произведении Свиридов стал вполне Свиридовым, но на основе отдельных, не связанных между собой стихов была создана цельная композиция. Во-первых, строгая, благородная элегия “Роняет лес багряный свой убор”, проникнутая суровым раздумьем, во-вторых, “Зимняя дорога”, передающая неутомимый бег саней по накатанному снежному пути, и “Зимний вечер”, где ласковому спокойному напеву няниной сказки сопутствуют музыкальные бури и тревога. К слову, когда в июне 1979 года отмечалось 180-летие со дня рождения Пушкина, Свиридов создал на эту тему замечательный хоровой концерт “Пушкинский венок”, вдохновленный, по его словам, “художественной натурой, воплощавшей в себе высшее устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира”. В 1941 году композитор окончил Ленинградскую консерваторию, где учился у прославленного Дмитрия Шостаковича. А через несколько дней началась Великая Отечественная война. В трудных обстоятельствах, испытывая все тяготы военного времени, молодой композитор продолжал интенсивно сочинять массовые песни, музыку к спектаклям Ленинградского академического театра драмы имени А. Пушкина, инструментальные произведения. И уже после войны, в 1959 году, композитор создает одно из самых своих значительных произведений - “Патетическую ораторию” на слова Владимира Маяковского, которая стала поистине революционным действом XX века. Несмотря на то, что многие считали Маяковского немузыкальным поэтом, Свиридова поразила его колоссальная патетика. “Я пришел к Маяковскому потому, что хотел написать о революции умов, отразить смысл и дух революционной эпохи”. Так что в какой-то мере Георгия Свиридова, несмотря на его самобытность, можно назвать “Шубертом XX века” за его идеальное слияние музыки и стиха, а поиски архаичной простоты сближают его с творчеством Орфа. В то же время жаль, что произведения этого незаурядного музыканта были и остаются недостаточно известными на территории постсоветского пространства, а за рубежом они звучат только благодаря стараниям некоторых его соотечественников, например, Дмитрия Хворостовского.
Астана |