Ольга Шишанова В Национальном музее РК проходит выставка из Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея под девизом “Тарихы терећ Ақ Жайық”, организованная в рамках проекта “Казахстан сквозь историю веков”. О бесценных памятниках материальной и духовной культуры региона Ақ Жайық, об истории края - наш разговор с руководителем экспозиционно-выставочного отдела музея Кунзией Умбетовой
- Кунзия Агимбаевна, несколько слов о выставке... - В 2015 году в рамках проекта Национального музея РК, согласно культурной концепции, в нашем музее были организованы и проведены выставки из фондов областных историко-краеведческих музеев Казахстана. За этот год у нас отметились выставки из музеев Караганды, Павлодара и Атырау. Нынешний вернисаж историко-краеведческого музея из Западного Казахстана проходит под девизом “Многовековая история Ак Жайык”. Надо сказать, что этот музей - один из старейших в республике. Он был основан в первой половине XIX века в городе Уральске. И на сегодняшний день в его фондах насчитывается свыше 120 тысяч экспонатов. Сам регион богат уникальной историей, археологическими находками, древними артефактами. Это земля известных, выдающихся людей и мастеров искусств: великого батыра Исатая Махамбета, кюйше Курмангазы, Дины Нурпеисовой, Героя Советского Союза Маншук Маметовой. А еще эта земля породила много талантливых поэтов, известных не только в Казахстане, но и далеко за пределами республики. Данный проект будет работать и в 2016-м, и в 2017 годах. Например, в следующем году мы ждем в гости музеи из Костаная и Кызылорды, Жамбыла и Мангыстау, а также из ЮКО. Еще через год - из Северного Казахстана и ВКО, Алматы и Алматинской области.
- Расскажите о наиболее значимых экспонатах выставки... - В первую очередь, это вооружение кыпчакского воина, найденное в 1969 году в кургане на плато Сантас. Это перчатки Екатерины II, подаренные в 1775 году участникам подавления восстания Емельяна Пугачева, это копия плаща русского поэта Александра Пушкина и копия одежды последнего правителя младшего джуза Джангир-хана. Это антикварная книга 1891 года “Киргизы Букеевской Орды” и архивные документы времен Западной Алаш-Орды и Великой Отечественной войны. Кроме того, в экспозиции разместились камзол кюйши-композитора Дины Нурпеисовой, графическая работа первого казахстанского художника Абылхана Кастеева “Встреча Кыз-Жибек и Толегена”, а также прелестные ювелирные украшения, выполненные в национальном стиле. Не забыта древняя керамика - чигиры, амфоры, остатки мавзолеев и кирпичи с древнего городища Жайык. Но, несомненно, изюминка экспозиции - реконструкция Золотой принцессы, найденной в Таксайском могильном комплексе, датируемой VI-V вв. до н.э., плюс ритуальные предметы древнейшей сарматской эпохи.
- Выставочный зал подчеркивает экспозицию выставки? - Да, ведь всегда к любой выставке составляется художественная концепция. В том числе и размещение предметов в пространстве. В данном случае пространство нашего зала было дополнено информационно-дополнительным материалом, расположенным в витринах. Удивительное наблюдение: посетителей очень заинтересовала древняя керамика с различными узорами - елочкой, в ромбах, украшенная треугольным и другим орнаментом. Но нам хотелось сделать акцент вот на чем - до вернисажа западноказахстанского музея области, которые выставляли свои экспонаты, использовали различные предметы. А здесь в роли главного героя выступает атрибутика одежды - много ее копий, оригиналов, реконструкции костюмов выдающихся личностей, которые так или иначе были связаны с Западным регионом Казахстана. Вглядываясь во все это, невольно представляешь картину того времени, сам процесс, происходивший на тот момент в истории. Ко всему прочему дополнением к выставке служит сенсорный экран - современные технологии на службе музейной экспозиции. Благодаря ему посетители могут получать дополнительную информацию, посещать фонды историко-краеведческого музея виртуально.
- Когда вы составляли эту экспозицию, по какому принципу ее выстраивали? - Как я уже говорила, существует специализированная концепция выставки, а еще тематико-экспозиционный план, которые разрабатываются до построения экспозиции. При этом любая концепция начинается с истории. Это коснулось и нынешней выставки из Западного Казахстана, это же касается любого другого вернисажа. Если задействована история краеведения, тогда это археологические исследования. Согласно им обычно и строится экспозиция - по хронологии, с помощью определенных “фишек”, которые указывают на характерные, присущие только данному региону или выставке признаки. А еще у каждого экспозиционера есть своя методика подачи, и когда приезжает выставка из любого региона, любого музея, то применяют свои методы построения вернисажа. Простому зрителю все это кажется простым и обыкновенным - расположить предметы в экспозиции так, чтобы один не мешал другому. Казалось бы, что такого в том, чтобы расставить кувшины или разложить ювелирные украшения...
- На самом деле это не так? - Если говорить о нынешнем вернисаже, то для него первую композицию из древней керамики мы расположили на фоне темного бархата. И не случайно, благодаря правильно выбранному нами камертону в последующем раскрывается вся задумка экспозиции. Так была решена наша задача как экспозиционеров и дизайнеров музейного помещения - через каждый отдельный уголок составленной экспозиции. В этом как раз и заключается профессионализм музейного экспозиционера - в правильной и продуманной подаче каждого предмета. Даже когда монтировали эту выставку, мы меняли все несколько раз - и концепцию, и местоположение предметов. Но экспозиция в итоге получилась единой концептуально, с присущими только ей интересными элементами.
Астана |