|
Ольга Шишанова В Российском центре науки и культуры в Астане открылась необычная фотовыставка “Река Селета - жемчужина Сары-Арки”. О фотоохоте и туризме на воде и под водой “НП” в эксклюзивном интервью рассказал инициатор вернисажа, президент центра активного туризма и отдыха, заслуженный инструктор туризма РК Константин Миляев
- Константин Владимирович, что послужило поводом для сегодняшней выставки? - Река Селета, которой посвящена эта выставка, уникальна по своей сути - она протекает по естественному геологическому разлому, и на всей территории Казахстана она единственная в своем роде. Нам просто повезло, что она находится именно здесь, в Акмолинском регионе. Кроме того, что она является геологическим природным памятником, это еще и притягательнейший объект не только для казахстанских, но и зарубежных туристов. Все они любят эту речку. Ну а мы оказались первооткрывателями водных и подводных походов по Селете. Первый поход у нас состоялся в 1975 году - мы тогда были еще эмоциональными студентами. Потом, через пять лет, родилась идея пройти по Селете, с учетом того, что это очень чистая река, под водой. Так зародился абсолютно новый вид туризма в мире, который мы назвали рафт-дайвингом, то есть подводным сплавом.
Изюминка этого вида туризма в том, что когда туристы-водники путешествуют по реке, они обозревают окрестности, но внутри все равно есть некое сожаление, что невозможно увидеть то, что находится под водой. Мы же, путешествуя с помощью рафт-дайвинга, можем наблюдать на большом расстоянии жизнь реки под водой, получая как массу информации, так и удовольствия от этого. Вот на моих выставочных фотографиях это как раз все и показано - в год зарождения этого нового вида водного туризма мы прошли 40 километров под водой. Через два года уже повторили это на Северном Урале, пройдя под водой 100 километров, а над водой - 250 километров. Добавлю, что нынешняя выставка - это своего рода итог 40-летней работы, не остановка, а круглая дата знакомства с этой прекрасной рекой. Кстати, следующий год мы хотим объявить годом реки Селеты, запланировав целый ряд различных мероприятий - слеты, соревнования, две экспедиции: водную и подводную, будем проводить исследование реки, а завершающим этапом станет выпуск большого фотоальбома, посвященного этой реке. - Чем отличаются в техническом и в художественном плане фотографии, которые вы делали под водой и над водой? - При съемках под водой всегда есть определенные трудности, потому что надо уметь позиционировать себя относительно снимаемого объекта. То есть когда вы снимаете пейзаж над водой - особых сложностей нет при наличии соответствующей хорошей техники, а вот когда приходится снимать различных гидробионтов (водные организмы), то здесь необходимо учитывать очень много факторов. Я фотографией занимаюсь очень давно и считаю, что главным является умение снимать в предпочтительное для фотографа так называемое режимное время. Это примерно с утра до 11 часов дня и после обеда - с пяти часов и до вечера, когда солнце находится под определенным углом, мягче краски, больше цветовая гамма, интересна линейная перспектива. Под водой все немного по-другому, приходится, во-первых, однозначно уделять большое внимание свету, во-вторых, состоянию воды. Если же в воде находится много взвешенных частиц, то они бликуют и мешают фотографировать. Да и последующая обработка таких фотографий достаточно сложна. Но главное, снимая под водой, вы должны обладать художественным чутьем. Вы должны найти ту изюминку, которая понравится не только вам, но и тем, кто будет вместе с вами смотреть эти фотографии. Ведь всегда необходимо донести то, о чем мы говорим, пишем, снимаем, до благодарного зрителя. - Какие моменты во время фотографирования, кроме съемок Селеты, были для вас запоминающимися и необычными? - Фотографировать меня научил отец, когда я был еще в первом классе, с тех пор я постоянно этим занимаюсь. Кстати, родился я на Дальнем Востоке, отец у меня был военно-морским летчиком, а в Казахстан мы попали, когда я был еще мальчишкой, по приглашению дяди, который уже находился здесь и рассказывал, насколько красива эта земля и какой тут целебный воздух. С тех пор я убежден, что главный стержень для любого человека, для фотографа особенно, в первую очередь, это окружающий мир. Он является той вехой, которая определяет жизненную позицию, творческое начало. И в Казахстане - это своя самобытная природа. Несмотря на то, что я сам россиянин и, естественно, очень люблю лес, география моих походов очень широка - это и Арктика, та же река Кара, побывал и на реках Урала, расположенных на самых разных широтах этого удивительного и сказочного региона, сплавлялся по Колыме. Не забыты и Тянь-Шань, и Памиро-Алтай. И везде я со своей группой, а у меня серьезные ребята, не забываем брать с собой видеокамеры и фотоаппараты. А значит, из каждой экспедиции, из каждого похода мы привозим с собой уйму фотографий. Поэтому, хотя данная выставка у нас посвящена только одной реке, на самом деле мы планируем еще один вернисаж, который будет рассказывать о водном туризме в более широком аспекте. Предполагаю, что это будет примерно в мае будущего года, как раз перед тем, как люди начнут задумываться о планировании отпусков. - Случались ли с вами во время съемок под водой странные ситуации? - Таких случаев было множество в моих самых разных походах, которых я могу насчитать на сегодняшний день не менее полусотни. Если же говорить конкретно, то мне очень хорошо запомнился эпизод съемки в Арктике, когда мы сплавлялись по реке Кара. Когда мы прошли самый сложный участок реки - водопад Буридан, видимость под водой была прекрасная метров на пять-шесть, я решил провести там фотосессию. И тут из-под струи водопада на меня выплыл большой сиг - крупная рыба из семейства лососевых, я направил на него фотоаппарат, он это увидел, но растопырил плавники и замер. Я даже рассмеялся под водой - сиг понимал, что я его фотографирую. То есть во время фотосъемок под водой запоминается больше всего поведение гидробионтов. Тут есть один маленький секрет - я сам его осознал, наблюдал неоднократно, использовал при работе с фотокамерой, когда снимал животных. Он прост. Животные - от комара до тигра - очень остро чувствуют, когда ты не угрожаешь им, а фотографируешь, попросту говоря, любуешься ими. Они даже могут намеренно принимать какие-то позы. И уж не забыть мне случая, когда одна щука, проживающая в водах Селеты, даже позволила себя погладить - настолько близко я к ней подплыл со своим фотоаппаратом. Или как мне удалось приблизиться к бабочке на расстояние всего в пять сантиметров. Я говорю о контакте, который можно понять и постигнуть, только держа в руках фотоаппарат, что облагораживает и делает нас, людей, лучше.
Автор благодарит за помощь в организации интервью сотрудника Российского центра науки и культуры в Астане Николая Мальцева
Астана |