|
Ольга Шишанова На улице осень. Холодный ветер, мрачное небо и стайки сорванных с деревьев листьев. Но стоит заглянуть в музей или художественную галерею, как изменится настроение, как появится и начнет разрастаться изнутри кусочек тепла и жизни, потому что живописные картины Ивана Свитича, как и акварели Виктора Келя, способны донести до зрителя всю теплоту красок и изящество линий, которые вложили мастера в свои произведения
Сегодня живописные работы известного столичного художника Ивана Свитича “не частые гости” у галерейщиков или даже музейных стен. Предыдущий раз они выставлялись десяток лет назад, но ценители искусства помнят и немало наслышаны о мастере и его творчестве. Художника всегда привлекали неброские, внешне неэффектные мотивы: безмятежный мир садов, домишки на старых улицах, цветы и деревья. Это было характерно в целом и для всего его творчества - умение одушевить предмет, вселить в него живую душу, остановить взгляд и найти красоту в том малом, мимо чего мы проходим каждый день, не замечая этого. Глубокие и личные раздумья, которые всегда присутствовали во всех его работах, были проникнуты светлым мироощущением и восприятием мира. Таковы картины “Зима. Целиноград”, “Первый снег”. Даже драматические коллизии человеческой жизни, отраженные в его полотнах “Пейзаж с куклой” и “Мать”, выражались в негромких скорбных нотках печали и глубокого сожаления о несовершенстве мира, но отнюдь не его трагической безысходности. Да и вообще, все художественные образы, создаваемые мастером на полотнах, оказывались удивительными. Удивительными тем, что сочетали и сочетают в себе, казалось бы, разные вещи: вымысел и реальность, тайну и откровенность, восхищение и грусть. Сам художник так говорил об этом: “Наша жизнь так глубока, во всем присутствует тайна, все - чудо. Любой незатейливый мотив может послужить поводом для размышления”.
|
Виктор Кель, “Кубринский дом”
|
И еще Свитич всегда, по его словам, отталкивался от вполне реального мира, когда писал, например, пейзаж “Цветет рябина”, где его дерево показано аналогом жизни человека. На картине можно угадать руки-ветви, а уголок в саду пейзажа густо населен художником всем живым: прорастающими травинками, цветами. Витальные силы в его полотне неприметны, но останавливают зрителя перед картиной, и ощущаешь их буквально физически: они льются отовсюду. И так происходит не только в рябиновом пейзаже, то же самое можно наблюдать и в грустно-восхищенной картине “Осень” или в таинственной ночи на картине “Танцплощадка”. А еще Свитич всегда говорил, что свои работы он создает, ориентируясь на традиции старых мастеров реалистического направления, умеющих предельно четко передать материальность предмета. Кстати, наверное, поэтому его творческий почерк всегда отличался индивидуальностью: гладкая манера письма, острое восприятие цвета, тонкая кисть, благодаря которой мазки кажутся словно вплавленными друг в друга. Все и всегда помогало самовыражению мастера, а значит спутать с кем-то его творческий почерк трудно, почти невозможно. Им же он выражал и себя, и свое отношение к жизни, хотя, по словам самого Свитича, на его творчество накладывали отпечаток работы любимого Шишкина, Серова, Дали, мастерством которых он восхищался с детства.
|
Виктор Кель, “Жеребенок”
|
Произведения Виктора Келя в представлении не нуждаются. Их давно знают и любят, и акварели, которые так редко можно увидеть сегодня на выставках, по праву считаются его визитной карточкой. Еще учась в школе, Виктор Кель серьезно готовился к поступлению на архитектурный факультет ЦСХИ, но, как это часто бывает, в последнюю минуту поменяв решение, поехал в Россию и сдал документы в Смоленский педагогический институт на художественно-графическое отделение. По словам самого художника, работать ему нравилось в самых разных техниках. Вот и в институте он пробовал свои силы в скульптуре, живописи, а затем и в акварели, которая постепенно стала его настоящим призванием. Вернувшись в родной город, Кель становится постоянным участником городских и тематических выставок, его картины выставлялись в Лондоне, приобретались коллекционерами Германии, Турции, Украины, сегодня они находятся в Крымской галерее. В его акварелях, как и в живописных произведениях, прослеживаются излюбленная мастером размытая манера письма и одновременно тяготение к импрессионистам XIX века. Причем акварель, по мнению мастера, - это очень яркая, красивая и быстрая техника, требующая большого опыта, практических навыков и чувства материала. А мягкие, текучие ее краски позволяют воплотить художнику свои замыслы на листах - рассказать, где он побывал, о том, что произвело на него наибольшее впечатление, а самое главное - поделиться своими впечатлениями со зрителем. И сделать это в ненавязчивой, изысканной манере, благо зыбкость акварели позволяет это. Дороги России, солнечные уголки в Бахчисарае, величественная природа Борового - все оживало под талантливой кистью художника. К слову, его творческая жизнь исчисляется с начала семидесятых годов прошлого столетия, и хотя зрители знали его как известного мастера акварели, многие могут сказать о нем как о талантливом мастере портрета. Портрет, пейзаж, натюрморт - вот далеко не полный перечень сторон творчества этого художника.
|
Иван Свитич, “Рябина”
|
Ведь свой почерк придумать нельзя, он вырабатывается годами и нельзя работать “под кого-то”. По словам Виктора Келя, что-то ему всегда удавалось больше, что-то - меньше, но это вовсе не значит, что творческий поиск должен быть завершен и далее все пойдет по шаблону. А еще он всегда удивлялся, почему мало пишут акварели или пастели - хотя это сложные техники, но возможности их огромны. Они быстры, мимолетны. Восхитился закатом - и сразу свое состояние можно показать в акварели. Ты живешь в этом состоянии вместе с природой, красками и холстом. Догорает закат - готов и твой пастельный лист. Утро - его любимое время суток. Рассвет в Боровом, Крыму, Кургальджино, степь весной, зимний парк, солнечная тропинка, акварели-отражения с водоемами, выполненные маслом портреты и натюрморты - чего он только не писал. Не случайно его любимая акварель - ведь чувство нельзя переписать, сформировала и его жизненное кредо - дорожить временем. А вообще, как сказал когда-то известный художник Исаак Левитан, наша жизнь так глубока, во всем присутствует тайна, все - чудо. И любой незатейливый мотив может послужить поводом для размышлений...
Астана
|