|
Василина Воркова
Ночная поэзия
На прошлой неделе в выставочном зале “Вернисаж Дома художников” открылась первая персональная выставка в Алматы художника Жамбыла Натбаева. В экспозиции представлено около 40 работ автора - натюрморты, портреты и пейзажи.
Жамбыл Натбаев - один из тех художников, работы которого искусствоведы часто характеризуют словами “лирический пейзаж”, “исповедальный характер”, “эпическое настроение” или “возвышенное и восторженное отношение к природе”. И на самом деле, художник, чутко чувствуя окружающий его мир, заново открывает красоту природы, заставляет испытывать глубокие эмоции.
Излюбленный мотив живописи автора - ночные пейзажи. На его полотнах городские виды при ночном освещении приобретают таинственность и утрачивают определенность облика, а ночные горы становятся необыкновенно красивыми и фантастичными, синяя мгла мерцает и переливается различными оттенками (“Айлы тџн”, “Есентай”, “Казыгурт”). Ночные пейзажи настраивают зрителя на глубокие чувства и размышления. А вот весенние пейзажи очень солнечны, нежны и воздушны (“Весна”, “Аћтас”).
Главным в пейзажах для художника является пространственная выразительность, большое внимание отводится линии горизонта, акцент дается на высокую точку зрения. Все пейзажи Натбаева напоминают эпические поэмы, в них ощутимо влияние любимых живописцев художника Урала Тансыкбаева и Рахима Ахмедова.
Жамбыл Натбаев родился в 1966 году в ауле Казгурт Южно-Казахстанской области. С 1982 по 1986 годы Жамбыл учился в художественном училище имени П.П.Бенькова в Ташкенте. В 1986 году поступил в Ташкентский театрально-художественный институт имени М.Уйгыра на отделение живописи в класс академика Рахима Ахмедова. Он профессионально занимается теорией и историей искусства, являясь аспирантом отделения изобразительного искусства Института литературы и искусства имени М.Ауэзова при Академии наук Республики Казахстан. Основной темой его научного исследования является творчество известного казахского художника, жившего в Узбекистане, Урала Тансыкбаева.
Жамбыл Натбаев - участник многочисленных республиканских и международных выставок: в 1985 и 1994 годах - республиканские выставки в Ташкенте, в 1990 году - персональная выставка в Жезказгане, в 1991 и 1993 годах - персональные выставки в Ташкенте, в 2003 году - персональная выставка в Талдыкургане. В 1987 году он стал дипломантом Международного конкурса скульпторов в Москве, в 1991 году участвовал в республиканском конкурсе живописи и скульптуры в Шымкенте, в 2000 году - в Международном фестивале молодежи “Жигер”.
“Важными средствами художественной выразительности для художника является живой подвижный мазок, вбирающий разные цветовые оттенки, который может формировать энергичный пастозный рельеф или выстраивать сложное по цвету вибрирующее пространство”, - характеризует творчество Жамбыла Натбаева искусствовед Эльвира Ахметова.
Символ времени
В галерее “Тенгри-Умай” состоялось открытие выставки современного искусства “Яйцеголовые на конвейере времени: от коллективного прошлого к индивидуальному настоящему” арт-дуэта ZITABL - Зитты Султанбаевой и Абликима Акмуллаева. На выставке представлены фотоколлажи, отпечатанные на баннерах и ткани, а также арт-объект - огромного размера яйцо.
На выставке были представлены фотографии из семейного альбома Зитты Султанбаевой, а также коллажи современных фотографий. Посетители были удивлены не столько возрастом фотографий, а самые старые из них датируются 30-ми годами XX века, а размером - более 2 метров. Авторы предлагают из домашних фотографий сделать артефакты, так как на них отражен дух времени, шаги истории, отражающие те или иные этапы развития страны и место людей в ней. Также никто не прошел мимо огромного яйца - каждый считал своим долгом сфотографироваться рядом с ним.
“Изначально темой была история Казахстана, и, как всегда, я обратилась к тому, что рядом. А что может быть ближе семейных фотографий, которые у всех находятся в альбомах. Толчком к идее о яйцеголовых послужили виньеточные фотографии. Лица, которые с любовью размещены в этих ячейках, ассоциативно мне напомнили конвейер, где ковали советского человека. По мере того, как я прикладывала яйца к фотографиям, я поняла что такое вообще яйцо. Я очень люблю тему яйца, этот образ меня завораживает”, - так описала свою идею Зитта Султанбаева.
Зитта Султанбаева - художник, арт-критик, журналист - родилась в 1964 году в Алма-Ате. Окончила Алма-Атинское художественное училище, Театрально-художественный институт и прошла стажировку в сценарной мастерской при киностудии “Казахфильм”. Провела персональные выставки “Произрастание” в галерее “Тенгри-Умай”, “Солнце в дар” и “Лики и лица” в Доме кино, “Птицы, черви и короли”, принимала участие в нескольких проектах и групповых выставках.
Абликим Акмуллаев - художник, музыкант - родился в 1965 году в Алма-Ате. С 1987 года был участником андеграундной группы “Зеленый треугольник”. Среди его выставок и проектов - выставка в Выставочном зале на Охте, Республиканская молодежная выставка, серия выставок “З.Т”, акция в Рабочем поселке “Горящая живопись”, выставка “Перекресток”.
С 1998 года арт-дуэт ZITABL принял участие в более чем 30 республиканских и международных выставках и проектах, 5 симпозиумах и семинарах, курировал 4 проекта, был награжден премиями на конкурсах в Казахстане и Кыргызстане. |