|
Ольга Шишанова Внешняя красота - это талант. И, как любой особенный дар, он обязывает. Но кроме этого щедрого дара природы артистку мира, профессионального скрипача и просто красивую женщину Айман Мусаходжаеву многое обязывает быть на высоте. Это любовь и доверие, в которых она росла, образование, которое дали ей близкие, собственная нравственная планка и скрипка, которой она себя посвятила
По словам самой Айман, самое важное событие в ее жизни за последние несколько лет - это то, что ей довелось быть организатором и ректором Казахского национального университета искусств. Как известно, Казахский национальный университет был создан на базе Казахской национальной академии музыки, открытой еще в 1998 году. Сначала это было здание музыкальной школы по улице Тимирязева и музыкального училища на проспекте Победы, где и начался новый этап в ее жизни. Это была большая и трудная работа, связанная не только с поиском кадров, мастеров, ученых, но и с материальными и хозяйственными проблемами. Но именно этот важный этап оказался связан с успехами и грандиозными проектами самого университета: открытие новых специальностей культуры и искусства, 15-летний юбилей университета, международные концертные турне “Вена - Прага - Будапешт”, “Вена - Рим - Париж - Москва”, по городам Иордании, по городам Испании и Италии, России и США. А еще гастроли творческих коллективов школы и колледжа КазНУИ в Париже и Лондоне. Однако ничего не бывает случайного, верит Мусаходжаева. И в этом убеждаешься на ее примере выбора профессии. Когда-то родители привели маленькую Айман в Республиканскую среднюю специальную музыкальную школу имени Куляш Байсеитовой, где определили в класс Нины Патрушевой. С семи лет она уже начала выступать в концертах, а в тринадцать впервые с оркестром исполнила “Интродукцию и Рондо каприччиозо” Сен-Санса. Нина Михайловна, выдающийся педагог, почувствовала и раскрыла ее одаренность. Именно этот выбор родителей оказался для Айман судьбоносным, так как определил не только ее место в жизни, но и предопределил предназначение как музыканта-скрипача, как организатора-ректора, как общественного деятеля. Дальнейшее становление юного дарования проходило уже в Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского в классе выдающегося советского скрипача, народного артиста России, лауреата первой премии конкурса имени Петра Чайковского, профессора Валерия Климова. Кстати, профессионализм, по мнению известной артистки, - это не просто везение. Это, во-первых, первоклассное образование. Во-вторых - глубокое овладение профессией, кропотливый труд, высокое мастерство, умение воплотить полученные навыки на высоком уровне. Наличие таланта еще не делает человека профессионалом, необходима большая работа над собой. Для артиста это еще и особое состояние души. Сама Айман очень доброжелательный, мягкий человек, но в процессе ее становления как артистки, преподавателя и ректора университета ей пришлось приобрести такие качества, как целеустремленность и деловитость. И все равно она осталась очень эмоциональным и экспансивным человеком. У нее по-прежнему открытая душа, и потому на ее концертах чувствуешь искреннее пожелание добра и положительных эмоций. Потому что всю бурю чувств, все образы, которые возникли в сердце композитора, она пропускает через свое сердце и выплескивает слушателю при помощи своей волшебной скрипки. Потому важнейшим результатом своей деятельности она считает и свою артистическую карьеру скрипачки. К слову, свое первое профессиональное международное признание Мусаходжаева получила в 1976 году на международном конкурсе в Белграде, где ей присвоили диплом, специальный приз имени Бранко Паевича и приз публики “Золотая арфа”. Ну а дальше пошли премии самых престижных международных конкурсов. В 1981 году это диплом конкурса имени Паганини в Генуе, в 1983 году - IV премия в Токио, в 1985-м - IV премия конкурса имени Сибелиуса в Хельсинки, в 1986-м - VII премия конкурса имени Петра Чайковского в Москве, звание академика Международной академии искусств (Россия), диплом “Артист за мир”, присвоенный ЮНЕСКО - за служение идеалам мира и благородства, премия Ватикана и серебряный кубок Санта-Чечиллия - за вклад в развитие и укрепление культурных связей между странами. И да - основание ею Государственного камерного оркестра “Академия солистов”, который был создан в далеком 1993 году. Оркестр получил статус государственного и вошел в состав Государственной филармонии. Сегодня Айман - ректор уникального учебного заведения, имеющего три уровня образования: начальное, среднее и высшее. Говорят, что потрясающие результаты обучения одаренных учащихся и студентов по программе непрерывного образования восхищают отечественных и зарубежных специалистов. И во всем этом Айман помогала семья - прекрасный муж, сын и близкие родственники. Их огромная поддержка, по словам Мусаходжаевой, сказалась во всех ее начинаниях. Хотя, конечно же, и от самой артистки зависело очень многое. Но она говорит, что в первую очередь человек должен уметь любить, и именно любовь к делу всей своей жизни заставляет его идти всегда вперед, учиться и непрерывно развиваться. Потому что у любого человека есть жизненное предназначение, и миссия каждого - его воплотить. Такие слова, как смысл жизни, цель жизни, задача жизни, призвание человека, долг человека, знакомы с детства каждому, но не всякий эти слова превращает в реальность. По мнению Айман Мусаходжаевой, самое главное в этом - достойно прожить и принести пользу своему народу, своей родине. Потому-то ее деятельность как музыканта и общественного деятеля, связанная с продвижением культурного имиджа Казахстана в мировое пространство, и есть, как она считает, ее истинная миссия в этом мире. Не зря и не случайно известный советский композитор Арам Ильич Хачатурян, пророческие слова которого предопределили для Айман звездный путь в искусство, написал на нотах своего скрипичного концерта: “Айман, ты будешь великой скрипачкой, но только помни: труд, терпение и терпимость - главное, что будет необходимо на этом пути”. Эти ноты с напутствием великого композитора, как бесценная реликвия, как благословение, до сих пор хранятся в ее семейном архиве. А выдающийся виолончелист России Игорь Гаврыш как-то сравнил Айман “с нежным подснежником у корней дуба”.
Астана
|