|
Ольга Шишанова
В камерном зале столичного театра “Астана-Опера” состоялся концерт классической фортепианной музыки Польши и Венгрии. Впервые на сцене театра выступил знаменитый польский пианист-виртуоз Войцех Валечек, который накануне любезно согласился на эксклюзивное интервью нашему изданию
- Г-н Валечек, вы впервые в Астане?
- Это вообще мой первый визит в Казахстан. Я очень ждал знакомства с народом Казахстана, его культурой и историей. Мне было интересно побольше узнать и о театре “Астана-Опера”, познакомиться с его репертуаром, исполнить произведения польских и венгерских композиторов для казахстанской публики. Я уже записал два альбома музыки Ференца Листа и сейчас готовлю следующий. Музыка Фредерика Шопена очень широко известна, но мне хотелось показать свою трактовку его произведений.
- Как вы пришли к музыке? В каком возрасте это стало для вас настоящей потребностью? - Мои родители не имеют к музыке никакого отношения, я не из музыкальной семьи, но у нас дома всегда стояло пианино. Когда мне исполнилось четыре или пять лет, я начал музицировать на нем. Заметив это, родители нашли мне преподавателя, и так я пришел в большой мир музыки. - Ваши любимые композиторы - Ференц Лист и Фредерик Шопен? - Я исполняю много разной музыки - начиная от барокко и заканчивая современными композиторами. Это Шуберт, Лист, Бетховен, Бах и, конечно же, Шопен. Но Ференц Лист мне ближе. Когда был подростком, я участвовал во многих конкурсах по произведениям Листа, предпочитая играть его оригинальные композиции, те, которые он сам сочинял. Я играл также и транскрипции, которые он делал по музыкальным темам других композиторов, не забывая о его камерных произведениях для фортепьяно с оркестром, одним словом, я настолько переиграл множество работ Листа, что он стал мне по-настоящему близок. Предыдущий CD-диск, который я записал для фортепьяно и скрипки, также содержит работы этого композитора, да и моя докторская диссертация была посвящена его произведениям. - То есть он стал вам духовно близок? - В XIX веке в культурной и политической жизни Польши и Венгрии было много схожего. Например, Польша была раздроблена на множество мелких государств, а Венгрия сама была частью Австрийской империи. Поэтому было тяжело развивать культуру, тяжело учиться музыке. И оба композитора - и Шопен, и Лист - отправились обучаться музыке в Париж, на родине это было сделать невозможно. Все это впоследствии выразилось в музыкальных произведениях Ференца Листа, которые мне близки - его тоска по родине и мятущееся неспокойное время. - Вы показываете собственную трактовку музыки Шопена. В чем это выражается? - Во-первых, конечно, в том, что я очень люблю музыку Шопена. Я часами слушал его произведения, но вообще должен сказать, что в Польше, в принципе, тяжело исполнять его музыку. Потому что все профессора преподают его музыку, и у каждого из них есть свое личное представление о том, как надо играть произведения этого композитора. Ощущение, что любая нота любого музыкального произведения Шопена давно изучена, хотя я стараюсь не думать об этом. Особенно когда сам исполняю его произведения. Тем более что я стараюсь передавать свои личные чувства от его музыки во время игры. - В чем, по вашему мнению, особенность музыки каждого из них? - Характерные черты крупнейшего представителя венгерской школы Ференца Листа - блеск, мощь, яркость красок, бравурность, патетичность. Звучание симфонического оркестра он выражает посредством фортепиано. Виртуозность игры и безграничные технические возможности этого композитора и сейчас остаются ориентиром для современных пианистов. У его произведений очень широкий жанровый диапазон. Фредерик Шопен же был поэтом фортепиано. Музыкальный стиль этого великого польского композитора отличается утонченностью, элегантностью, изяществом. В звуках фортепиано он очень тонко раскрыл свой внутренний мир, выразил философию жизни. - Вы много путешествовали и исполняли музыку для самой разной аудитории. В какой стране публика самая отзывчивая? - Это очень интересный вопрос. Когда я играю классическую европейскую музыку в таких странах, как Франция, Германия, Австрия или Польша, на мои концерты обычно приходит публика, которая знает эту музыку и даже знает, что при этом необходимо чувствовать. У всех уже есть свое мнение, с которым они пришли послушать эту музыку. Поэтому там все просто - она им или нравится в моем исполнении, или нет. Когда я исполняю музыку того же Шопена в других странах, например, в Иране, Ираке или Иордании, где, может быть, не все имеют четкую точку зрения по поводу исполнения классической европейской музыки, а некоторые и вовсе впервые попадают на концерт музыкальной классики, то для них мое исполнение - очень свежее, новое. Бывало даже так, что в этих странах публика очень ярко выражала свои эмоции по поводу звучащих мелодий прямо в ходе самого концерта. И для меня такое их проявление также неожиданно становится нечто новым, что меня вдохновляет. - Как происходит ваше взаимодействие с публикой во время концертов? - Когда я исполняю мелодии Шопена, стараюсь сконцентрироваться на рояле или на фортепиано и на том произведении, которое я исполняю в тот или иной момент, совершенно не думая о публике. Настолько я глубоко погружаюсь в музыку. И каждый концерт я стараюсь играть максимально хорошо, как только умею это делать, причем мне совершенно не важно, сколько человек в зале - 20 или тысяча, главное - они пришли на мое выступление, потому что им интересна классическая музыка. Хотя я порой могу чувствовать энергетику зала, которая зависит, на мой взгляд, от отношения самой публики к музыке и исполняемым мною мелодиям на концерте. Особенно ощущается их заинтересованность, и тогда энергия зала совсем другая, зал становится буквально пропитанным любовью к музыке, желанием ее послушать и запомнить. - Каковы ваши дальнейшие планы после Казахстана? - Я возвращаюсь в Польшу, где выступаю с концертом для скрипки и фортепьяно. А затем собираюсь сконцентрироваться на моем очередном CD-диске, на который планирую записать только фортепьянную музыку - транскрипции Ференца Листа музыки великого Паганини, в отличие от предыдущего раза, когда я записывал мелодии Листа в своем исполнении для скрипки и фортепьяно. Этот диск будет третьим по счету в моей музыкальной практике.
Астана
|