ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Без любви не бывает искусства Культура

Ольга Шишанова
В Национальном музее РК прошла выставка “Шедевры частной коллекции”, представляющая произведения одной из самых внушительных коллекций казахстанских художников, собранной меценатом Нурланом Смагуловым. Это оказалась первая выставка коллекционера за 20-летний период собирания им произведений искусства. На выставке экспонировалось около 100 живописных полотен и скульптур знаковых художников Казахстана, создавших свои произведения в период с 30-х годов ХХ века вплоть до сегодняшних дней

 

Говорят, что коллекционеры - люди особенные. Они не только увлечены собиранием прекрасного. Само по себе коллекционирование - это своего рода искусство, символизирующее благородное проявление натуры человека. Интерес к творчеству современников предполагает наличие в коллекционере незаурядных способностей, художественного вкуса, смелости и самостоятельности эстетических суждений. Коллекционеры поддерживают художников, приобретая их работы, и многие из них популяризируют их творчество, выпуская каталоги и инициируя проведение различных художественных выставок. Вот и у Нурлана Смагулова изобразительное искусство всегда входило в сферу интересов. Серьезное занятие бизнесом не мешало быть в курсе казахстанской художественной жизни, развития арт-рынка, деятельности галерей. Как активный участник общества он сознавал, что даже самый серьезный бизнес невозможен без духовной составляющей, без устойчивого равновесия между точным расчетом делового мира и эмоциональным, основанным на интуиции и озарении, творческого мировосприятия. Общаясь с художниками, Смагулов понимал, что тоже может стать частью этой сферы, совмещая свою искреннюю заинтересованность искусством и навыки бизнесмена.

 

 

Сегодня в коллекции Нурлана Смагулова имеются высококлассные произведения почти всех значимых художников Казахстана. К творчеству некоторых из них меценат испытывает особую любовь. Одним из таких мастеров кисти и красок стал Жанатай Шарденов. Его темпераментная живопись счастливо находит адекватный отклик в душе своего почитателя. Впрочем, как говорит сам коллекционер, он чувствует и работы Павла Зальцмана, акварелям которого свойственны классическая ясность форм и “тишина” поверхности.

 

 

Трудно было бы считать коллекцию логично построенной, если бы в ней не было работ первых казахстанских профессиональных художников-станковистов. И поэтому особо ценным приобретением стали акварели Абылхана Кастеева, Ходжы-Ахмета Ходжикова и Уке Ажиева.
Талантливые живописцы воплотили в своих работах простые, но полные света и поэзии образы. А атмосферные, лирические пейзажи обращают внимание на неприметные провинциальные домики, привычные взгляду ряды тополей, городские улочки и стремящиеся к небу минареты. Нежны и вдохновенны у мастеров женские образы. Изображая девушек с кувшином или дыней, невест на верблюдах или сестер, художники избегали индивидуальных черт, стремясь передать очарование, женственность, красоту. Национальная одежда героев - саукеле на девушках или камзолы на джигитах - послужила скорее созданию атмосферы, чем отсылу к прошлому казахского народа. И одновременно в каждом произведении ощущаются национальный колорит и уважение к традициям, свойственным художникам как истинным представителям своего народа. Ну а тонкая живописность произведений, сочетание мягких, неброских тонов на холсте, приемы стилизации и обобщения рождают утонченную мелодичность композиций, находящих отклик в душе не только отыскавшего их коллекционера, но и зрителя.

 

 

А еще Нурлан Смагулов уверен, что никого не оставят равнодушным работы Сабура Мамбеева и Молдахмета Кенбаева, Айши Галимбаевой и Сахи Романова - живописцев, получивших образование в лучших институтах советской страны и заложивших основу национальной школы изобразительного искусства.
Но особо меценат гордится присутствием в его коллекции произведений художников, названных шестидесятниками. Среди них такие известные имена “хрущевской оттепели”, как Салихитдин Айтбаев и Шаймардан Сариев, Абдрашит Сыдыханов, Токболат Тогызбаев и Бахтияр Табиев.
Время не стоит на месте. Меняется оно - меняются и образы. О каждом из художников в коллекции можно сказать, что они раньше многих своих сограждан стали “иными”, далеко смотрящими в будущее. Вот и творчество Кенжебая Дуйсенбаева, Дулата Алиева, Ерболата Тулепбаева, по праву считающихся пионерами новых времен, также представлено в коллекции Смагулова.

 

 

В поле зрения коллекционера вошли и художники, прибывшие в Казахстан в довоенные, военные и послевоенные годы. Среди них Леонид Леонтьев, Мария Лизогуб, Алексей Степанов. Имеется в коллекции и деревянная скульптура Сэрэнжаба Балдано, бравшего уроки у самого Сергея Коненкова. Заинтересовала коллекционера и керамическая скульптура малых форм алматинца Рыспека Ахметова, в лирическом и смешливом образном строе которой явно звучат интонации комической составляющей казахского фольклора, когда-то отразившейся в сказках “Сорок небылиц” и “Алдар-Косе”.
Нурлан Смагулов вспоминает, как в середине лихих девяностых произошло его знакомство с молодым художником Эдуардом Казаряном. Он-то и ввел неофита в среду своих талантливых сверстников, среди которых оказались Аскар Есдаулетов, Аскар Есенбаев, Андрей Нода, Марат Бекеев, Вячеслав Люйко. Все они были на тот момент дерзкими художниками, ищущими особые языки форм, не сходные со стилистикой искусства недавнего прошлого. Чем, собственно, и заинтересовали уже тогда начинающего мецената.
В коллекции Смагулова сегодня нашли свое место почти все самые важные фигуранты станкового искусства девяностых и двухтысячных, а также предшествующих периодов, которые заняли свое почетное место в его коллекции. При этом можно с уверенностью заявить, что каждую работу из своей коллекции Нурлан Смагулов сначала полюбил, а затем приобрел, ведь без любви не бывает искусства.

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение