ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Скрипач - как хорошее вино Культура

Ада Викторович
Открытие сезона в филармонии началось большим праздничным концертом. Впервые на сцену в качестве дирижера и художественного руководителя оркестра вышел Ваг Папян. А солистом на этом празднике был известный всему миру скрипач Граф Муржа

alt
Молодой виртуоз в прошлом году уже приезжал к нам. Тогда на его концерте порвалась струна на скрипке. Несчастье случилось и в этот раз. Опять лопнула струна. Граф взял скрипку в оркестре, но она так не звучала, как его скрипка. Кто-то из оркестра успел за кулисами починить скрипку Графа. И он в благодарность исполнил сольно красивое чувственное произведение. Я заглянула за кулисы к Графу Мурже, чтобы задать ему несколько вопросов.
- У Вас снова порвалась струна, как на прошлом концерте. Почему, как Вы думаете?
- Это, конечно, ЧП, но иногда такое случается от влажности климата, его перемены, может, софиты горячие повлияли. Это вопрос микроклимата самого инструмента.
- Вы возите с собой один инструмент? Сколько у Вас вообще скрипок?
- Да. Это общепринято. А вообще у меня их порядка тридцати.
- Какую скрипку Вы привезли к нам?
- Это скрипка итальянского мастера Энрико Полити, 1906 год.
- Вам приходилось играть на скрипках великих мастеров? Какая из них Вам по душе?
- Приходилось. Это были скрипки Страдивари, Гварнери. Мне очень нравилось играть на Страдивари из московской Государственной коллекции музыкальных инструментов имени Винявского. Я играл на ней около года. Это выдающийся инструмент, на котором мечтает играть каждый концертирующий скрипач.
- Сегодня Вы играли Брамса. Это Ваш выбор?
- Эта музыка мне по душе. По национальности я венгр. И брамсовские венгерские мотивы, темпераментные и эмоциональные, мне нравятся. Нравится эмоциональная музыка. Она мне ближе всего по характеру.
- Про Вас говорят, что Вы любите исполнять музыку нестандартную.
- Я бы не сказал, нестандартную, скорее, менее известную, чем другая, в силу разных причин. На определенном этапе иногда надоедает играть великих и часто играемых композиторов. Есть также много композиторов, которые заслужили право быть исполняемыми, но по разным причинам их играют крайне редко. В том числе и из-за сложности произведения. Я стараюсь это делать и всегда ищу единомышленников.
- Вы с детства на сцене. Вас называли вундеркиндом.
- Нет, я к вундеркиндам не отношусь. Мог бы, но мой шеф Бочкова решила, что не нужно форсировать события. И нужно сделать так, чтобы я хорошо играл к сорока годам. Она старалась привить именно это. Постепенное развитие до совершенства, никуда не торопясь. Потому что от этого потом начинаешь сильно уставать и могут возникнуть технологические сложности. И я благодарен ей, что из меня не стали делать очень раннего скрипача. Моя педагог всегда сравнивала скрипача с хорошим вином: чем старше, тем лучше.
- С годами начинаешь лучше чувствовать музыку?
- Каждый музыкант, чем старше становится, тем больше понимает музыку в силу опыта.
- Сейчас многие говорят о молодых виртуозах, что, мол, они научились технике быстрой игры и не могут должным образом прочувствовать музыку. Вы с этим согласны или нет?
- Нет. Это не значит, что они не могут ее прочувствовать. Но этот постулат действует, если мы говорим о настоящих виртуозах. А не о тех, о которых только говорят, что они виртуозы. У молодых виртуозов скорая техника - это только часть имиджа, часть их характера. И, как правило, поиграв очень быстро в юности, они начинают играть гораздо медленнее и более зрело.
Но это не значит, что они играют лучше. Они всегда играют одинаково хорошо. Сейчас много музыкантов - и в классике, и в популярной музыке, которые не соответствуют высоким творческим параметрам. Это правда. Но, я думаю, со временем какой-то отсев обязательно произойдет.
- А как повышается планка у музыкантов?
- Это происходит только в общении с музыкантами, с мастерами, которые делятся опытом.
- Скажите, отличается ли наша публика и, скажем, публика западная?
- Публика везде одинакова. Все зависит от музыканта. От того, сумел ты создать контакт со зрителем или не сумел. Это задача исполнителя. И если ты сумел это сделать, публика обязательно ответит тебе взаимностью. Если ты искренен и полон желания отдавать, тогда этот творческий обмен произойдет.
- Вы замечаете реакцию публики на Ваших концертах?
- Обязательно. Это часть моей работы. У меня бывает 100 концертов в год, и я всегда чувствую, удается мне общение с залом или нет, что, кстати, тоже иногда случается.
- За границей билет непосредственно перед концертом не купить, а у нас бывают полупустые залы, почему это происходит, на Ваш взгляд? Вопрос менеджмента?
- Да, конечно. И это вопрос, в первую очередь, пропаганды. Пропаганда - такое коммунистическое слово, оно не всем нравится, но это очень важно. Например, сейчас идет засилие и пропаганда попсовой музыки в странах СНГ. А культурных, серьезных программ практически нет.
Вот, например, если бы в прайм-тайм, когда идет реклама, ставили бы балет, или оперу, или хороший художественный фильм - экранизацию пьесы, или программу о культуре и музыке. В обязательном порядке, на первом канале. А у нас в это время сплошные прыжки рекламы.
Человек привыкает ко всему. Вот уже привыкли, что сейчас по телевидению огромное количество показов убийств, крови, насилия. Поэтому я согласен, что посещаемость классических концертов - это менеджмент, но это и культура внутри страны. У нас этой культуры сейчас нет. Нужно менять психологию, отделяя хорошее от плохого.
- Расскажите немного о себе. Наверное, все журналисты задают Вам вопрос, откуда такое имя - Граф. Вас так все называют?
- Да, правда. Мне его дал папа. Мои родители - музыканты. И папа еще задолго до моего рождения знал, что я буду скрипачом. И придумал имя, которое сразу было бы и сценическим псевдонимом. Так что мне повезло - в кавычках. Так и записали в паспорте - Граф Муржа. Но близкие называют - Шон. Мое, можно сказать, домашнее имя.
- На скрипку Вас, значит, тоже папа определил?
- Папа знаете как интересно сделал? Он мне сказал: “Сейчас мы должны решить, на чем ты будешь играть или что ты будешь делать в жизни”. Я, естественно, как каждый ребенок, ответил, что хочу быть космонавтом. Он говорит: “Они взрываются”. “Тогда врачом”, - сказал я. На что он ответил: “Если ты что-то не так сделаешь, тебя родственники больного убьют”. “Тогда я буду играть на виолончели”, - не унимался я. “Тогда тебе придется покупать отдельный билет”. - “Тогда на флейте”. - “Флейта - это не сольный инструмент. А скрипка хороша тем, что если ты будешь играть плохо, тебя максимум больше не пригласят в тот город, в котором играл. А кроме того, если ты будешь играть совсем плохо, то сможешь пойти в переход и заработать денег там”. Так был определен мой выбор.
- В детстве Вы охотно учились?
- Нет, никогда не любил играть, прогуливал, учился из-под палки. Но это было только в самом начале. Сейчас, конечно, все по-другому.
- Где работаете официально?
- С 1996 года я солист Московской филармонии.
- С какими известными дирижерами Вам доводилось играть?
- Да со всеми русскими, кто сегодня в обойме, кроме Рождественского. Довелось даже со Светлановым, с Минохиным поиграть.
Я очень рад, что выступаю с алматинским оркестром. Хороший оркестр. Это первое выступление с Вагом Папяном. Это большой мастер, я у него учусь.
- Сколько места в Вашей жизни занимает скрипка, музыка?
- В этом вся моя жизнь: поезда, гостиницы, немного студентов в консерватории.
- Если позовут работать за границу, уедете?
- У меня есть понятие - Родина. Учился я в России, родом из Венгрии. У меня двойное гражданство. За границей я часто бываю на гастролях. Я легко адаптируюсь, с удовольствием езжу, посещаю новые места. Есть необходимость в таком общении, обмене опытом. Люблю путешествовать. Но посмотреть достопримечательности удается крайне редко.
Менталитет народа тоже узнаю на концерте. Он разный. Но практически вся публика реагирует на добро. У вас народ хороший, гостеприимный. Сразу чаю принесли. Я рад сыграть здесь Брамса. На сцене мы с оркестром обменивались особой брамсовской энергетикой. И публика это чувствовала.
- Какое произведение Вы сыграли на бис?
- Сонату. Балладу №3 Эжена Изаи. Это редкая пъеса.
- Какие достопримечательности нашего города Вы хотите посмотреть?
- Национальную коллекцию музыкальных инструментов. Меня директор любезно пригласил. Очень хочется посмотреть, сравнить с другими коллекциями. Кое-что в Алматы я уже видел в прошлый приезд и сейчас погуляю, посмотрю город. Он мне нравится.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение