|
Ада Викторович
Открытие сезона в филармонии началось большим праздничным концертом. Впервые на сцену в качестве дирижера и художественного руководителя оркестра вышел Ваг Папян. А солистом на этом празднике был известный всему миру скрипач Граф Муржа
Молодой виртуоз в прошлом году уже приезжал к нам. Тогда на его концерте порвалась струна на скрипке. Несчастье случилось и в этот раз. Опять лопнула струна. Граф взял скрипку в оркестре, но она так не звучала, как его скрипка. Кто-то из оркестра успел за кулисами починить скрипку Графа. И он в благодарность исполнил сольно красивое чувственное произведение. Я заглянула за кулисы к Графу Мурже, чтобы задать ему несколько вопросов.
- У Вас снова порвалась струна, как на прошлом концерте. Почему, как Вы думаете?
- Это, конечно, ЧП, но иногда такое случается от влажности климата, его перемены, может, софиты горячие повлияли. Это вопрос микроклимата самого инструмента.
- Вы возите с собой один инструмент? Сколько у Вас вообще скрипок?
- Да. Это общепринято. А вообще у меня их порядка тридцати.
- Какую скрипку Вы привезли к нам?
- Это скрипка итальянского мастера Энрико Полити, 1906 год.
- Вам приходилось играть на скрипках великих мастеров? Какая из них Вам по душе?
- Приходилось. Это были скрипки Страдивари, Гварнери. Мне очень нравилось играть на Страдивари из московской Государственной коллекции музыкальных инструментов имени Винявского. Я играл на ней около года. Это выдающийся инструмент, на котором мечтает играть каждый концертирующий скрипач.
- Сегодня Вы играли Брамса. Это Ваш выбор?
- Эта музыка мне по душе. По национальности я венгр. И брамсовские венгерские мотивы, темпераментные и эмоциональные, мне нравятся. Нравится эмоциональная музыка. Она мне ближе всего по характеру.
- Про Вас говорят, что Вы любите исполнять музыку нестандартную.
- Я бы не сказал, нестандартную, скорее, менее известную, чем другая, в силу разных причин. На определенном этапе иногда надоедает играть великих и часто играемых композиторов. Есть также много композиторов, которые заслужили право быть исполняемыми, но по разным причинам их играют крайне редко. В том числе и из-за сложности произведения. Я стараюсь это делать и всегда ищу единомышленников.
- Вы с детства на сцене. Вас называли вундеркиндом.
- Нет, я к вундеркиндам не отношусь. Мог бы, но мой шеф Бочкова решила, что не нужно форсировать события. И нужно сделать так, чтобы я хорошо играл к сорока годам. Она старалась привить именно это. Постепенное развитие до совершенства, никуда не торопясь. Потому что от этого потом начинаешь сильно уставать и могут возникнуть технологические сложности. И я благодарен ей, что из меня не стали делать очень раннего скрипача. Моя педагог всегда сравнивала скрипача с хорошим вином: чем старше, тем лучше.
- С годами начинаешь лучше чувствовать музыку?
- Каждый музыкант, чем старше становится, тем больше понимает музыку в силу опыта.
- Сейчас многие говорят о молодых виртуозах, что, мол, они научились технике быстрой игры и не могут должным образом прочувствовать музыку. Вы с этим согласны или нет?
- Нет. Это не значит, что они не могут ее прочувствовать. Но этот постулат действует, если мы говорим о настоящих виртуозах. А не о тех, о которых только говорят, что они виртуозы. У молодых виртуозов скорая техника - это только часть имиджа, часть их характера. И, как правило, поиграв очень быстро в юности, они начинают играть гораздо медленнее и более зрело.
Но это не значит, что они играют лучше. Они всегда играют одинаково хорошо. Сейчас много музыкантов - и в классике, и в популярной музыке, которые не соответствуют высоким творческим параметрам. Это правда. Но, я думаю, со временем какой-то отсев обязательно произойдет.
- А как повышается планка у музыкантов?
- Это происходит только в общении с музыкантами, с мастерами, которые делятся опытом.
- Скажите, отличается ли наша публика и, скажем, публика западная?
- Публика везде одинакова. Все зависит от музыканта. От того, сумел ты создать контакт со зрителем или не сумел. Это задача исполнителя. И если ты сумел это сделать, публика обязательно ответит тебе взаимностью. Если ты искренен и полон желания отдавать, тогда этот творческий обмен произойдет.
- Вы замечаете реакцию публики на Ваших концертах?
- Обязательно. Это часть моей работы. У меня бывает 100 концертов в год, и я всегда чувствую, удается мне общение с залом или нет, что, кстати, тоже иногда случается.
- За границей билет непосредственно перед концертом не купить, а у нас бывают полупустые залы, почему это происходит, на Ваш взгляд? Вопрос менеджмента?
- Да, конечно. И это вопрос, в первую очередь, пропаганды. Пропаганда - такое коммунистическое слово, оно не всем нравится, но это очень важно. Например, сейчас идет засилие и пропаганда попсовой музыки в странах СНГ. А культурных, серьезных программ практически нет.
Вот, например, если бы в прайм-тайм, когда идет реклама, ставили бы балет, или оперу, или хороший художественный фильм - экранизацию пьесы, или программу о культуре и музыке. В обязательном порядке, на первом канале. А у нас в это время сплошные прыжки рекламы.
Человек привыкает ко всему. Вот уже привыкли, что сейчас по телевидению огромное количество показов убийств, крови, насилия. Поэтому я согласен, что посещаемость классических концертов - это менеджмент, но это и культура внутри страны. У нас этой культуры сейчас нет. Нужно менять психологию, отделяя хорошее от плохого.
- Расскажите немного о себе. Наверное, все журналисты задают Вам вопрос, откуда такое имя - Граф. Вас так все называют?
- Да, правда. Мне его дал папа. Мои родители - музыканты. И папа еще задолго до моего рождения знал, что я буду скрипачом. И придумал имя, которое сразу было бы и сценическим псевдонимом. Так что мне повезло - в кавычках. Так и записали в паспорте - Граф Муржа. Но близкие называют - Шон. Мое, можно сказать, домашнее имя.
- На скрипку Вас, значит, тоже папа определил?
- Папа знаете как интересно сделал? Он мне сказал: “Сейчас мы должны решить, на чем ты будешь играть или что ты будешь делать в жизни”. Я, естественно, как каждый ребенок, ответил, что хочу быть космонавтом. Он говорит: “Они взрываются”. “Тогда врачом”, - сказал я. На что он ответил: “Если ты что-то не так сделаешь, тебя родственники больного убьют”. “Тогда я буду играть на виолончели”, - не унимался я. “Тогда тебе придется покупать отдельный билет”. - “Тогда на флейте”. - “Флейта - это не сольный инструмент. А скрипка хороша тем, что если ты будешь играть плохо, тебя максимум больше не пригласят в тот город, в котором играл. А кроме того, если ты будешь играть совсем плохо, то сможешь пойти в переход и заработать денег там”. Так был определен мой выбор.
- В детстве Вы охотно учились?
- Нет, никогда не любил играть, прогуливал, учился из-под палки. Но это было только в самом начале. Сейчас, конечно, все по-другому.
- Где работаете официально?
- С 1996 года я солист Московской филармонии.
- С какими известными дирижерами Вам доводилось играть?
- Да со всеми русскими, кто сегодня в обойме, кроме Рождественского. Довелось даже со Светлановым, с Минохиным поиграть.
Я очень рад, что выступаю с алматинским оркестром. Хороший оркестр. Это первое выступление с Вагом Папяном. Это большой мастер, я у него учусь.
- Сколько места в Вашей жизни занимает скрипка, музыка?
- В этом вся моя жизнь: поезда, гостиницы, немного студентов в консерватории.
- Если позовут работать за границу, уедете?
- У меня есть понятие - Родина. Учился я в России, родом из Венгрии. У меня двойное гражданство. За границей я часто бываю на гастролях. Я легко адаптируюсь, с удовольствием езжу, посещаю новые места. Есть необходимость в таком общении, обмене опытом. Люблю путешествовать. Но посмотреть достопримечательности удается крайне редко.
Менталитет народа тоже узнаю на концерте. Он разный. Но практически вся публика реагирует на добро. У вас народ хороший, гостеприимный. Сразу чаю принесли. Я рад сыграть здесь Брамса. На сцене мы с оркестром обменивались особой брамсовской энергетикой. И публика это чувствовала.
- Какое произведение Вы сыграли на бис?
- Сонату. Балладу №3 Эжена Изаи. Это редкая пъеса.
- Какие достопримечательности нашего города Вы хотите посмотреть?
- Национальную коллекцию музыкальных инструментов. Меня директор любезно пригласил. Очень хочется посмотреть, сравнить с другими коллекциями. Кое-что в Алматы я уже видел в прошлый приезд и сейчас погуляю, посмотрю город. Он мне нравится. |