ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Магия Востока Культура

Ольга Шишанова
Необычный подарок сделала столичная галерея “Хас Санат” накануне празднования Дня города астанчанам и гостям столицы, в стенах которой, будто из далекого прошлого, разместились портреты и сюжетные сценки. Автор картин - голландский художник Рональд Кляйер

 

Творчество Рональда Кляейера давно известно в странах Центральной Азии и в Казахстане. Сам мастер принадлежит к старинному роду, в котором высокое ремесло почиталось наравне с искусством. Его отец был часовщиком, и, казалось, сыну была предначертана та же участь. Но вместо работы с механизмами, которая могла бы приносить значительные доходы, талантливый ребенок выбрал искусство в чистом виде - живопись.

 

 

Оказавшись практически случайно в Узбекистане в 1997 году, он решил остаться там не только жить, но и работать. Но, как признается сам художник, эта страна не стала его единственной любовью. Кляейера давно и прочно манила к себе вся Средняя Азия. Он много путешествует, живет в Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, и потому немудрено, что тематика его произведений практически полностью связана именно с этими странами. Люди, природа, интерьеры и городские пейзажи, переданные мастером в технике старых мастеров, становятся его визитной карточкой. А художественные произведения объединяются в целые серии и циклы под девизами “Магия Востока”, “Двери”, “Люди”.

 

 

Любовь художника к изображаемому сквозит практически с каждой картины. Да оно и понятно, ведь Кляйер прошел хорошую школу в Королевской академии искусств в Гааге. Сильные традиции европейской реалистической школы ощутимы и в его натюрмортах, и в других мастерски выполненных работах, навеянных впечатлениями от средневековой архитектуры, устойчивости традиционного быта, колоритных типажей людей, в предпочтении небольшого формата, впрочем, который может звучать вполне монументально. Но все-таки Рональд Кляйер, любуясь современным Востоком, предпочитает работать циклами, иногда годами последовательно разрабатывая выбранную тему. Вот и на выставке “Магия Востока”, которая проходит в эти дни в галерее искусств “Хас Санат”, представлены работы мастера из циклов разных лет - продолжение одной из первых его серий “Двери”, из цикла “Люди”, а также самые свежие произведения, запечатлевшие мысли и чувства художника от поездок по старинным восточным городкам и селениям. Не забыл Кляйер и о так любимых им натюрмортах как художественной основе академической школы.
Если же говорить о значимости произведений в творчестве художника, то, пожалуй, самым значительным, говорит художник, окажется, как ни странно, цикл “Двери”. Не случайно живописец вновь и вновь обращается к этой теме. Оказывается, по его мнению, дверь, на уровне символизма, несет в себе немало самых разных смыслов - это портал, граница миров, если хотите, это место перехода, и - одновременный - вход и барьер, разделение между “здесь” и “там”. Всегда тайна и открытие чего-то неизвестного.

 

 

Старые, обшарпанные и вместе с тем удивительно живописные деревянные двери с тяжелыми металлическими ручками в произведениях Кляйера то едва приоткрыты, создавая тревожное, таинственное, даже мистифицирующее ощущение. Или же, напротив, широко раскрыты, словно символизируя собой открытие тайны, в них больше света и солнца, но за распахнутой дверью зритель видит еще несколько порталов-переходов, других дверей, глубокие тени. С одной стороны - это реальные и даже узнаваемые глинобитные улочки Бухары, с другой - новые переходы и тайны. Любопытно, что художник здесь не пользуется стаффажем (присутствием людей на картине), и потому отсутствие человека в этих работах усиливает эффект потаенности и загадки. Экспериментировать с порталами Кляйер продолжает и в серии работ с юртой. Грустное настроение от заброшенности старой юрты в картине “Старая юрта” сменяется более позитивным в работе “Тапочки”, где небрежно брошенные тапки намекают на наличие у дома хозяев. Но, по его словам, в Средней Азии более всего поражает обилие света. Солнечный свет, щедро заливающий бескрайние поля хлопчатника и кукурузы, пастбища и пустыни, города и селения, как оказалось, в Азии имеет свой особый оттенок. Рассеянный в атмосфере мельчайшей пылью свет преображает привычные краски земли, неба, предметов, сообщая всему вокруг особую утонченность, нежность колорита. “Я люблю ваш регион, люблю вашу жизнь. Надеюсь, у меня получается передать это в своих работах, - говорит Рональд Кляйер. - Я люблю Азию за все. Абсолютно. В ней нет минусов. За тепло, за людей, за приключения, за просторы. Не хочу сказать, за простую, но такую спокойную жизнь”.

 

 

В то же время художник интересно решает композиции натюрмортов, отдавая дань европейской традиции, располагая предметы вдоль одной линии, одним планом, но на фоне старинных глинобитных домиков.
И пожалуй, отдельно стоит в его творчестве галерея человеческих характеров, которая создается художником в обширном цикле “Люди”. В небольших портретах он стремится передать живые, яркие эмоции и внутреннее напряжение, сосредоточенность их героев. При этом его персонажи так или иначе связаны с водой: девушка в национальном платье с ведром в руке, старик, поливающий дворик, всадник, удаляющийся к речушке.
Не без юмора, но очень тепло Рональд Кляйер наблюдает жизнь сельской глубинки в серии Back tо the USSR - старые советские машины, которые вполне еще могут колесить по улочкам селений, или трех молодых людей на мотоцикле с узнаваемыми “атрибутами” - сланцами на босу ногу. Кляйер очень внимателен к деталям, именно они привносят достоверность в его работы.

 

 

Остальные сюжеты и мотивы творчества Рональда Кляйера - торговки фруктами, присевшие в тени со своими нехитрыми товарами, сельские улочки и летние кухни, казалось бы, обыденны и просты. Но в его произведениях, безусловно, есть поэтика, искренняя любовь к людям и наследию истории, принятие реалий новой родины художника, неподдельное восхищение ее красками, колоритом, обилием света, и главное, желание делиться своими чувствами. При помощи холста и кисти Рональд Кляйер знакомит зрителей со своим взглядом на Восток. Некоторые искусствоведы говорят, что Кляйер пишет свои картины как узбек или казах. Тот же Ван Гог когда-то гордился, когда ему говорили, что он пишет как японец. И в этом главное достоинство щемящих, чуть загадочных, знойных холстов Рональда Кляйера.

Фото Радмир Фахрутдинов

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение