|
Ольга Шишанова Необычный подарок сделала столичная галерея “Хас Санат” накануне празднования Дня города астанчанам и гостям столицы, в стенах которой, будто из далекого прошлого, разместились портреты и сюжетные сценки. Автор картин - голландский художник Рональд Кляйер
Творчество Рональда Кляейера давно известно в странах Центральной Азии и в Казахстане. Сам мастер принадлежит к старинному роду, в котором высокое ремесло почиталось наравне с искусством. Его отец был часовщиком, и, казалось, сыну была предначертана та же участь. Но вместо работы с механизмами, которая могла бы приносить значительные доходы, талантливый ребенок выбрал искусство в чистом виде - живопись.
Оказавшись практически случайно в Узбекистане в 1997 году, он решил остаться там не только жить, но и работать. Но, как признается сам художник, эта страна не стала его единственной любовью. Кляейера давно и прочно манила к себе вся Средняя Азия. Он много путешествует, живет в Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, и потому немудрено, что тематика его произведений практически полностью связана именно с этими странами. Люди, природа, интерьеры и городские пейзажи, переданные мастером в технике старых мастеров, становятся его визитной карточкой. А художественные произведения объединяются в целые серии и циклы под девизами “Магия Востока”, “Двери”, “Люди”.
Любовь художника к изображаемому сквозит практически с каждой картины. Да оно и понятно, ведь Кляйер прошел хорошую школу в Королевской академии искусств в Гааге. Сильные традиции европейской реалистической школы ощутимы и в его натюрмортах, и в других мастерски выполненных работах, навеянных впечатлениями от средневековой архитектуры, устойчивости традиционного быта, колоритных типажей людей, в предпочтении небольшого формата, впрочем, который может звучать вполне монументально. Но все-таки Рональд Кляйер, любуясь современным Востоком, предпочитает работать циклами, иногда годами последовательно разрабатывая выбранную тему. Вот и на выставке “Магия Востока”, которая проходит в эти дни в галерее искусств “Хас Санат”, представлены работы мастера из циклов разных лет - продолжение одной из первых его серий “Двери”, из цикла “Люди”, а также самые свежие произведения, запечатлевшие мысли и чувства художника от поездок по старинным восточным городкам и селениям. Не забыл Кляйер и о так любимых им натюрмортах как художественной основе академической школы. Если же говорить о значимости произведений в творчестве художника, то, пожалуй, самым значительным, говорит художник, окажется, как ни странно, цикл “Двери”. Не случайно живописец вновь и вновь обращается к этой теме. Оказывается, по его мнению, дверь, на уровне символизма, несет в себе немало самых разных смыслов - это портал, граница миров, если хотите, это место перехода, и - одновременный - вход и барьер, разделение между “здесь” и “там”. Всегда тайна и открытие чего-то неизвестного.
Старые, обшарпанные и вместе с тем удивительно живописные деревянные двери с тяжелыми металлическими ручками в произведениях Кляйера то едва приоткрыты, создавая тревожное, таинственное, даже мистифицирующее ощущение. Или же, напротив, широко раскрыты, словно символизируя собой открытие тайны, в них больше света и солнца, но за распахнутой дверью зритель видит еще несколько порталов-переходов, других дверей, глубокие тени. С одной стороны - это реальные и даже узнаваемые глинобитные улочки Бухары, с другой - новые переходы и тайны. Любопытно, что художник здесь не пользуется стаффажем (присутствием людей на картине), и потому отсутствие человека в этих работах усиливает эффект потаенности и загадки. Экспериментировать с порталами Кляйер продолжает и в серии работ с юртой. Грустное настроение от заброшенности старой юрты в картине “Старая юрта” сменяется более позитивным в работе “Тапочки”, где небрежно брошенные тапки намекают на наличие у дома хозяев. Но, по его словам, в Средней Азии более всего поражает обилие света. Солнечный свет, щедро заливающий бескрайние поля хлопчатника и кукурузы, пастбища и пустыни, города и селения, как оказалось, в Азии имеет свой особый оттенок. Рассеянный в атмосфере мельчайшей пылью свет преображает привычные краски земли, неба, предметов, сообщая всему вокруг особую утонченность, нежность колорита. “Я люблю ваш регион, люблю вашу жизнь. Надеюсь, у меня получается передать это в своих работах, - говорит Рональд Кляйер. - Я люблю Азию за все. Абсолютно. В ней нет минусов. За тепло, за людей, за приключения, за просторы. Не хочу сказать, за простую, но такую спокойную жизнь”.
В то же время художник интересно решает композиции натюрмортов, отдавая дань европейской традиции, располагая предметы вдоль одной линии, одним планом, но на фоне старинных глинобитных домиков. И пожалуй, отдельно стоит в его творчестве галерея человеческих характеров, которая создается художником в обширном цикле “Люди”. В небольших портретах он стремится передать живые, яркие эмоции и внутреннее напряжение, сосредоточенность их героев. При этом его персонажи так или иначе связаны с водой: девушка в национальном платье с ведром в руке, старик, поливающий дворик, всадник, удаляющийся к речушке. Не без юмора, но очень тепло Рональд Кляйер наблюдает жизнь сельской глубинки в серии Back tо the USSR - старые советские машины, которые вполне еще могут колесить по улочкам селений, или трех молодых людей на мотоцикле с узнаваемыми “атрибутами” - сланцами на босу ногу. Кляйер очень внимателен к деталям, именно они привносят достоверность в его работы.
Остальные сюжеты и мотивы творчества Рональда Кляйера - торговки фруктами, присевшие в тени со своими нехитрыми товарами, сельские улочки и летние кухни, казалось бы, обыденны и просты. Но в его произведениях, безусловно, есть поэтика, искренняя любовь к людям и наследию истории, принятие реалий новой родины художника, неподдельное восхищение ее красками, колоритом, обилием света, и главное, желание делиться своими чувствами. При помощи холста и кисти Рональд Кляйер знакомит зрителей со своим взглядом на Восток. Некоторые искусствоведы говорят, что Кляйер пишет свои картины как узбек или казах. Тот же Ван Гог когда-то гордился, когда ему говорили, что он пишет как японец. И в этом главное достоинство щемящих, чуть загадочных, знойных холстов Рональда Кляйера.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |