|
Мария Коленко Загадочные парни в масках исполняют кюи на музейных экспонатах. “Не может быть!” - скажете вы. Как бы не так! Знакомьтесь, новый проект продюсерского центра KS production - этнофольклорный квартет “Шынырау”
В недавнем интервью корреспонденту “НП” известная казахстанская писательница и продюсер центра KS production Карина Сарсенова уже немного рассказала об ансамбле домбристов в масках, именуемых “Шынырау”. Внимательные читатели уже знают, что ребята играют на казахских народных инструментах - домбрах. Однако не совсем обычных. Художественным руководителем квартета “Шынырау” стал Бауыржан Бекмуханбетов, который, кстати, сам является участником еще одного проекта продюсерского центра KS production - этнофольклорного ансамбля “Туран”. Имена и лица участников группы “Шынырау” пока остаются в тайне. Бауыржан рассказал, что в центре ему дали задание - найти домбристов. Он позвонил своему ученику и поинтересовался, есть ли у него желание попробовать свои силы в ансамбле и есть ли кто-нибудь такой же талантливый среди друзей на примете. После ребята пришли на прослушивание в KS production. Продюсерам они сразу понравились.
Так и появился коллектив “Шынырау” - ансамбль домбристов, состоящий из четырех парней. В данный момент они учатся в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.
Мы, зрители, знаем, что домбристами, выходящими на сцену и просто сидя играющими кюи, уже никого не удивишь. Народ требует зрелищ! Так и появилась идея сделать не только запоминающийся образ с масками, но и удивить публику музыкальными инструментами. Художественный руководитель группы Бауыржан Бекмуханбетов подошел к этому вопросу с научной стороны. Поскольку он является еще и научным сотрудником в Музее казахских народных музыкальных инструментов имени Ыхласа, ему пришла идея сделать копию трехструнной домбры Абая Кунанбаева. “Вообще в казахском народе имеется свыше 25 видов домбры: двухсторонняя домбра, шинкилдек, балакай, арыз и другие. В “Шанырау” мы включили именно двухстороннюю домбру. С мастером Алмасом Мустафаевым мы сделали копии домбры Абая и двухстороннего инструмента. Последний немного видоизменили. Казахская традиционная домбра имеет две основные формы - это грушевидная и совковая. Совковой формы домбры используют для шертпе, то есть перебирания пальцами струны. Это свойственно Центральному Казахстану, Восточному, Жетысуйскому региону. А грушевидная форма, или каплевидная, свойственна Западному региону, Мангыстау, отчасти Актюбинской и Кызылординской областям. А мы их соединили. То есть одна сторона грушевидной формы, другая сторона - совковой формы. Добавили туда эмблему “Шынырау” и посвятили этот инструмент 550-летию казахского ханства”, - поделился Бауыржан. Один из участников группы играет на шинкилдек. В дальнейшем планируется добавить еще один уникальный инструмент. “Из ударных шумовых инструментов в фольклорной музыке редко используется такой инструмент, как шындауыл. Он делается из меди в виде тарелки или казана. Этот металл обтягивали кожей. При ударе звучал уникальный звук - очень громкий, звонкий, но при этом протяжный”, - рассказал художественный руководитель “Шынырау”. Над костюмами для участников тоже пришлось “попотеть”. Мотивы перьев, выполненных из серебра, ремень с эмблемой на бляшке и, конечно, маски - как некий пиар-ход. Сначала участники отреагировали неоднозначно на столь необычный образ. Они не могли представить, как можно соединить такой облик и национальные инструменты. Но Бауыржан их успокоил: “Сейчас мы живем в XXI веке, и этно надо представлять публике в другом свете. Главное, чтобы творчество не отходило от традиционного, исконного домбрового искусства. А внешность всегда бросается в глаза. Так вас быстрее запомнят”. Ребята получили задание сочинить композицию под названием “Шынырау”. И они с ним прекрасно справились. На данный момент аранжировка уже практически готова, и совсем скоро квартет презентует публике свое первое авторское произведение. “Шынырау” исполняет древние, классические, традиционные ююи, а также творчество современных кюйши. В планах у группы добавить в репертуар классические ирландские, шотландские, французские, итальянские произведения, обработанные под стиль этнофольклорного коллектива. Кстати, участники группы “Шынырау” владеют горловым пением и скоро будут исполнять и добавлять пение в свои выступления. Первое выступление ребят состоялось 18 мая в Музее казахских народных инструментов, когда по всему городу проходила акция “Ночь музеев”. У группы “Шынырау” есть коллектив, на который они равняются, - это этнофольклорный ансамбль “Туран”. По словам художественного руководителя, перетягивания одеяла у двух похожих коллективов не будет. “Чем больше фольклорных этногрупп, тем больше растет образованность публики. Мы знакомим людей с народными инструментами, с народным творчеством, с нашей историей. В мире все построено на конкуренции. Если нет конкурента, то каждый в своем русле плывет и плывет, не хочет ничего нового делать, ему и так комфортно. А если есть какие-то аналогичные группы, то они будут тянуться, будут работать больше и лучше. Человек тогда растет в творческом плане. Он больше творит, тем самым растет и его опыт. Всегда надо двигаться вперед, не забывать корни, не забывать традиционное искусство, но двигаться в ногу со временем”, - говорит Бауыржан. В планах группы также добавить в выступления элементы шоу, где ребята будут показывать движения парящей птицы шынырау и другие элементы танцев с инструментами - этакая мини-хореографическая постановка. Мне уже не терпится на это посмотреть. А вам?
Шынырау - священная птица в казахских легендах, связующая, охраняющая нижний, средний и высший миры. Группа играет древние, классические и авторские кюи на домбрах, изготовленных мастерами высочайшего уровня! Впервые в Казахстане для игры изготовлена двусторонняя домбра и домбра - копия инструмента Абая Кунанбаева. Ранее эти формы домбры были только экспонатами в музее! Одеяние участников группы выполнено из кожи по эскизам именитого казахстанского дизайнера и отражает название группы. Вышитые серебром перья приковывают взор!
Карина Сарсенова |