|
Ольга Шишанова Хорошая постановка спектакля - это не только артисты и режиссер, не только хореография и сюжет. Это еще и неимоверно кропотливый труд художников и декораторов, мастеров сцены, осветителей и музыкантов, считает обладательница “Оскара”, художница по костюмам с мировым именем Франка Скуарчапино, которая накануне премьеры балета “Бахчисарайский фонтан” в столичном театре “Астана Опера” поделилась своим мнением в эксклюзивном интервью с корреспондентом “НП”
- Г-жа Скуарчапино, как получилось, что Вы пришли в эту профессию? Что послужило поводом? Как Вам удалось стать знаменитым художником по костюмам в театре?
- Сложно говорить о моей работе в общих чертах. Моя работа начинается с проекта, концепции спектакля, и потом я уже приступаю к ремеслу, то есть своими руками создаю костюмы. У меня есть помощники, группа таких же мастеров, они просто настоящие профессионалы своего дела, и в итоге мы стараемся сделать так, чтобы каждая вещь, сотворенная нашими руками, задевала души и сердца зрителей. Что касается театра, то он мне стал близок очень рано, когда я еще училась в гимназии и посещала творческую школу. Потом я делала куклы своими руками - того же Буратино, попутно изучая, как правильно произносить слова и речь в театре. Затем я выиграла грант, благодаря чему смогла пойти работать на телевидение. Я уже считалась актрисой, но, тем не менее, все еще училась. Нас обучали танцам, хореографии, актерскому мастерству. Вскоре я попала в Неаполь, где впервые увидела и познакомилась со своим будущим мужем - декоратором Эцио Фриджерио. Он в то время снимал там фильм с режиссером Витторио де Сика.
|
- Значит, у Вас получился своеобразный творческий тандем? - К тому времени я еще не определилась и не решила для себя, чем я буду заниматься в жизни. Эцио Фриджерио в то время занимался костюмами, и, поскольку я еще была свободна в своем выборе, стала помогать ему, и мы стали работать вместе. Так, постепенно, шаг за шагом, я тоже стала художником по костюмам. - Что служит для Вас вдохновением при создании костюмов для того или иного спектакля? - Вдохновение лежит очень глубоко, не просто увидела что-то и вписала эту деталь в спектакль. Мы с супругом много путешествуем, много читаем, посещаем различные музеи в разных странах, и оттуда мы черпаем вдохновение. Для меня, кроме того, очень важно изучать культуру народа, природу. Например, в Казахстане огромное, безграничное синее небо, свет по-другому падает. В то время как в Италии большое внимание уделяется архитектуре, скульптуре, литературе, пейзажной живописи. И в каждой стране есть свои такие особенности. Я обращаю свое внимание на эти моменты, а не ищу вдохновения в отдельных приметах, ведь в культуре все взаимосвязано. - Оформление каких спектаклей для Вас было самым запоминающимся, трудным, интересным или необычным? - Спектаклей в моей жизни было очень-очень много. На самом деле. Но мне, я бы сказала, повезло изначально, потому что над моим первым спектаклем я работала вместе с режиссером Джорджо Стрелером. Он величайший режиссер, и я рада, что с первых шагов начала сразу заниматься серьезным делом. Если же говорить о балетных спектаклях, то мне довелось сотрудничать с режиссером Роланом Пети, мы ставили балетные спектакли в Парижской опере, в Лондоне, а еще я работала с режиссером Нуриевым. - Вы были знакомы со знаменитым Рудольфом Нуриевым? - Мы были друзьями, дружили много лет. Последняя наша совместная работа перед его смертью - постановка “Баядерки” в Парижской опере. К тому времени он был уже очень болен, плохо себя чувствовал, и мы старались этот спектакль преподнести ему в дар, сделав его грандиозным и красивым. В вечер премьеры, находясь на сцене, я запомнила только его глаза, которые блестели на худом лице Нуриева от радости и счастья. Когда спектакль закончился, мы ушли за кулисы и все плакали. - Вы являетесь обладательницей премии “Оскар”. Как Вам это удалось? - Это был момент присутствия театра в кино. Точнее, мой первый костюмированный фильм “Сирано де Бержерак”. За него я и получила “Оскар”. Мой супруг также был там номинирован на эту премию, но, к сожалению, он ее не получил, вместо него премию взял режиссер Дик Трейси. Меня это вдохновило, и после постановки моего первого фильма я поставила еще несколько, но больше с фильмами я не работала. Мне больше нравится театр, я ушла в него полностью, бросив кино. Скажу, что я выиграла в сфере кино все возможные и невозможные премии - французскую премию “Сезар”, испанскую - имени Гойи. Но в итоге все-таки я бросила кино и сферу телевидения. Наверное, потому, что, когда начинаешь снимать один фильм, ты теряешь один год своей жизни. Потом минимум один год уходит на то, чтобы довести этот фильм “до ума”, приготовить полностью костюмы, а я не хотела бросать театр, театр мне нравился больше. - Что же тогда для Вас театр, что он Вам дает? - В театре открывается волшебный занавес, и люди, настоящие, живые зрители видят твое творение, ощущают, какую ты проделал работу. А в кино все это механическое оборудование снимает. С экрана не перенести ощущения так, как это происходит вживую и близко в театре. - Что Вас связывает с театром “Астана Опера”? - Во-первых, дружба с Турсынбеком Нуркалиевым и Галией Бурибаевой. Этот театр мне понравился сразу, с первого дня, как я приехала сюда. И мне очень понравилось здесь работать. Я уже поставила в театре “Астана Опера” три балета, и “Бахчисарайский фонтан” будет четвертым. - Каковы Ваши планы на будущее после “Бахчисарайского фонтана”? - Мы планируем в Астане постановку оперы “Абай”, но это будет в сентябре. Кроме того, надеюсь, я буду работать в России, хотя сейчас еще ничего не решено окончательно. Но что это будет за спектакль, я пока не скажу, потому что, согласно театральной примете, об этом заранее говорить нельзя. Мне до сих пор нравится моя работа, и мне все еще удается вести за собой людей, чтобы они работали со мной, полностью и максимально стараясь отдаваться своему труду. А вообще, когда я встречаюсь в разных театрах с различными людьми, я требую от работников по максимуму, но никогда никого не принуждаю и не заставляю. Лишь каждый раз наблюдаю, как человек занимается своим делом - со страстью или потому, что просто “надо”.
Спектаклей в моей жизни было очень-очень много. На самом деле. Но мне, я бы сказала, повезло изначально, потому что над моим первым спектаклем я работала вместе с режиссером Джорджо Стрелером. Он величайший режиссер, и я рада, что с первых шагов начала сразу заниматься серьезным делом. Если же говорить о балетных спектаклях, то мне довелось сотрудничать с режиссером Роланом Пети, мы ставили балетные спектакли в Парижской опере, в Лондоне, а еще я работала с режиссером Нуриевым.
Астана |