ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Весенний подарок эмира Тимура Культура

Ольга Шишанова
Государственный историко-культурный музей-заповедник “Азрет Султан”, который являет собой целый комплекс археологических и архитектурных памятников в Туркестане, своеобразных символов средневековой истории Казахстана - давний партнер столичного Музея Первого Президента РК. Не случайно в дни Наурыза в Астане открылась выставка “Свет тысячелетий” из его фондов в рамках межмузейного партнерского проекта “Национальное достояние”. Об этом корреспонденту “НП” в эксклюзивном интервью рассказала заместитель директора Музея Первого Президента РК Куляйша Актаева

- Куляйша Кабдуалиевна, артефакты какой древности представлены у вас в экспозиции?
- Особенность выставки “Свет тысячелетий” в том, что мы показываем, в первую очередь, часть нашего национального достояния. Это уникальная коллекция светильников разных периодов времени, которыми представлены различные культурные слои, найденные на территории туркестанского оазиса в результате археологических раскопок.
Но мы показываем эту коллекцию в контексте не просто показа неких экспонатов, поскольку недостаточно найти некий предмет, его необходимо еще подвергнуть и научной обработке на стадии археологических изысканий, ведь первое научное описание, как правило, делают археологи. Только когда определяется научная ценность предмета, его может ожидать судьба музейного экспоната. То есть любой предмет, даже несмотря на его очевидную ценность, должен пройти все стадии научной экспертной оценки, в том числе сопоставительный анализ и т.п. А для того, чтобы из узкой профессиональной среды тех же археологов или этнографов любой предмет приобрел значение части культурного наследия какого-либо народа, необходимо на стадии его поступления в музейное учреждение очень серьезно заняться исследованием этого предмета, воссоздавая среду его обитания, его историю, определить его качественные характеристики.
alt
- Насколько это важно?
- Мы надеемся, что наши посетители, увидев эти фрагменты древности, отнесутся к ним с должным уважением, поскольку рядом с представляемыми экспонатами мы расположили самые первые документы - те же отчеты археологических экспедиций, в ходе которых они были найдены.
Это предметно-инвентарные карточки и научные паспорта экспонатов. Обычно такого рода служебная документация не выставляется в экспозиции, поскольку она, как кажется, не представляет никакой эстетической ценности, но на самом деле таким образом мы показываем, что судьба каждого предмета, независимо от его физического объема, величины, уже является объектом для серьезных исследований специалистов - научных сотрудников музея.
Сегодня мы очень много говорим о нашем культурном наследии, о туристической привлекательности Казахстана. На самом деле этот ренессанс возрождения интереса к нашему духовному наследию, к нашим корням дает прекрасный повод, чтобы обратить внимание на то, что мы располагаем бесценными музейными собраниями, которые в большинстве своем очень хорошо исследованы.
alt
- На какие, на ваш взгляд, самые необычные экспонаты стоит обратить внимание?

- Особое место в представленной коллекции занимают светильники, изготовленные по приказу эмира Тимура мастером Изз ад-дином ибн Тадж ад-дином Исфахани специально для мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в XIV веке. Уникальные надписи - эпиграфика благопожелательного характера на арабском языке - украшающие светильники, представляют собой большую научную и культурную ценность как особый род исторических источников. Кстати, резервуары цилиндров двух светильников, датируемых XIV веком, хранятся в Эрмитаже, а в парижском Лувре хранятся к тому же средняя и нижняя части еще одного светильника. Они там экспонируются как часть всемирного культурного наследия, получают восторженные отзывы, находятся в блестящем экспозиционном окружении и дают характеристику центральноазиатской культуре.
alt
Но при этом не все знают о том, где создавались эти светильники, уникальные по своему содержанию, о том, что их прародина в Туркестане. Между тем каждый из них имеет свою историю, свое смысловое содержание, и, возвращаясь к вопросу о национальном достоянии, я бы хотела подчеркнуть, что Казахстан, на самом деле, обладает серьезным культурным пластом, который составляет предмет постоянного интереса в специализированных кругах, и теперь это богатство мы хотим донести до общественности.
alt
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о светильниках.

- Они являются только частью коллекции, где каждый предмет, не только светильники, изготовленные по приказу эмира Тимура, а начиная с керамических осколков - частей фрагментов очага XII-XIII веков, курительниц VI века до н.э. - артефакты, причем не копии, не что-то искусственно воссозданное. Это бережно сохраненные артефакты, которых касался сам эмир Тимур и Ходжа Ахмед Ясави.
Ради экспонирования столь богатого наследия мы даже создали в малом зале композицию, где будет зажжен масляный светильник, там же будет помещена рукопись Корана, и зритель, входя в это помещение, поймет, насколько соединены воедино материальное и духовное начало в нашей жизни. То есть светильники, которые, казалось бы, всегда выполняли чисто утилитарную функцию - освещения жилища, на самом деле, по моему мнению, всегда были сопряжены с глубоким философским содержанием, ведь не случайно существует поговорка: “ученье свет, а не ученье - тьма”. И это понимали и простые, и великие люди прошлого.
alt
- Кстати, у вас на вернисаже представлены даже старинные книги...

- Да, и мы гордимся тем, что, как нам кажется, почетное центральное место в экспозиции у нас занимает очень маленький, но очень ценный фрагмент - коллекция рукописных и типографских книг, которая уникальна тем, что мы показываем ее в контексте серьезной музееведческой работы.
Эта коллекция изучена должным образом, она описана, воссозданы ее достоверные копии. И пусть это не библиотека Ватикана, даже не Александрийская библиотека, но тем не менее она из Туркестана, а ведь есть еще и Отрар, и этот список можно продолжить, так что на территории Казахстана не потеряны зерна, или, если хотите, настоящие бриллианты всемирного культурного наследия. Нам остается только бережно сохранять их.
Фото Радмир Фахрутдинов

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение