|
Юлиана Жихорь
Похоже в государствах - участниках ОПЕК наметился разлад. Ряд стран-участниц (за исключением ближневосточных) намерены созвать экстренное заседание по ценам на нефть
Вторую половину прошлого года мир ждал реакции государств - участников ОПЕК на снижающиеся цены на нефть. Однако ноябрьский саммит организации не принес облечения странам-экспортерам. Арабские государства - основные производители нефти - пролоббировали сохранение текущего уровня добычи. И это при том, что другие участники, несущие потери от падения стоимости черного золота, весьма настойчиво предлагали коллегам по ОПЕК таки решиться на снижение объемов, чтобы подстегнуть рост цены барреля.
И вот теперь
министр нефти Нигерии, президент ОПЕК Диезани Алисон-Мадуэке заявила о намерении государств-участников собраться еще раз, чтобы вновь обсудить ситуацию на нефтяном рынке.
По ее словам, почти все страны ОПЕК, за исключением арабских государств, чувствуют себя в текущих условиях очень не комфортно. Если цена на нефть упадет еще сильнее, то очень вероятно, что примерно в течение следующих шести недель будет созвано чрезвычайное заседание ОПЕК.
Сегодня в состав участников ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Из них, вероятно, только шесть государств (ближневосточных) вполне устраивает факт падения стоимости барреля. Генсек организации Абдалла Салем аль-Бадри не раз намекал, что для государств ОПЕК цена и в 20 долларов будет вполне приемлемой, а вот бурноразвивающиеся компании по добыче сланцевой нефти (в первую очередь, в США) понесут убытки.
Так, впрочем, и произошло с момента последнего саммита ОПЕК в Вене в конце ноября прошлого года. В начале января о банкротстве объявила первая американская компания по разработке сланцевых месторождений и добыче из них нефти - WBH Energy. Задолженность этой техасской нефтяной компании достигла 50 миллионов долларов в результате резкого снижения цен на сырую нефть. Вслед за ней потянулись и другие компании. Только за последние пару месяцев в США почти на треть снизился объем добычи сланцевой нефти - в Америке вывели из эксплуатации около 25 процентов буровых установок на сланцевых проектах.
Впрочем, американские компании стараются минимизировать свои затраты на добычу. Если в прошлом году цена безубыточности добычи сланцевой нефти составляла 70 долларов за баррель, то теперь компании, сократив почти на 40 процентов средние затраты на одну скважину, выходят на безубыточный уровень при цене в 57 долларов. (Делается это благодаря развитию технологий, улучшению планирования и логистики, оптимизации отношений с поставщиками.)
Результат такой оптимизации затрат привел к тому, что средние запасы нефти в США неуклонно растут. И это влечет за собой снижение стоимости барреля.
Пока американцы пересматривают свои бюджеты, страны ОПЕК терпят убытки в государственном масштабе.
Осенью прошлого года четыре страны (Россия, Саудовская Аравия, Мексика и Венесуэла) заявили, что цена барреля в 65 долларов (такой она была в конце ноября 2014-го) слишком низкая. По их расчетам, для роста экономик стран стоимость барреля должна составлять не менее 100 долларов.
Например, в Венесуэле четверть поступлений в бюджет идет от экспорта нефти и газа. (Экспорт нефти приносит стране до 95 процентов всей экспортной выручки.) При этом правительство Венесуэлы и нефтяная госкомпания PDVSA рассчитывали на стоимость нефти не ниже 117 долларов за баррель для выплаты задолженностей по внешним займам. Бюджет же страны на текущий год изначально составлялся из стоимости нефти в 110-120 долларов. Впоследствии он был пересчитан на 60 долларов, при этом Венесуэла вынуждена была на треть сократить расходы бюджета.
Низкие цены на черное золото также ударяют по бюджетам африканских стран - Нигерии, Анголы, Алжира, арабских стран - Бахрейна, Ирана, Ирака, Йемена, южноамериканских - Эквадора и Бразилии.
Например, Нигерии необходима цена на нефть не менее 90 долларов (оптимизированный бюджет на 2015 год предусматривает стоимость барреля в 73 доллара), Ливии для бездефицитного бюджета (с учетом необходимости восстановления экономики после гражданской войны) баррель нужен не менее уровня 184 доллара. Алжиру для бездефицитного бюджета нужна цена на нефть в 113 долларов за баррель. Бюджет Ирана на 45 процентов пополняется с экспорта нефти и газа, и на 2015 год он рассчитан исходя из стоимости нефти в 80 долларов за баррель и ниже. Но для бездефицитного бюджета Ирану нужна цена на нефть в 130 долларов за баррель. Бахрейн рассчитал бюджет исходя из цены на нефть в 90 долларов, но для балансировки бюджета нужны реально цены в 132 доллара за баррель. Ираку, чтобы сбалансировать бюджет, нужна цена на нефть в 113 долларов за баррель. Хотя власти страны говорят, что надо хотя бы цену не ниже 80 долларов.
Судя по этим цифрам, если экстренное заседание ОПЕК все же состоится, то на этот раз сокращения уровня добычи для повышения цен на нефть не избежать.
Впрочем, если, конечно же, аль-Бадри вновь не убедит коллег по организации, что лучше один год потерпеть низкие цены, чем впоследствии терпеть от жесткой конкуренции со сланцевой нефтью. Тем более, что в последние пару недель стоимость барреля марки Brent демонстрирует постепенное “выздоровление”, постепенно повышаясь. И вполне возможно, что уже к марту ее стабильная стоимость превысит 65 долларов, а уже к концу года баррель сможет “дотянуть” и до 80-85.
Астана |