|
Ольга Шишанова
Столичный театр “Астана Опера” продолжает расширять рамки международного сотрудничества. На очереди - весенние премьеры балетов “Бахчисарайский фонтан” и “Ромео и Джульетта”
Замысел балета по трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта” о несчастной гибели влюбленных, принадлежащих к враждующим знатным родам, написанной в 1595 году и вдохновившей многих музыкантов - от Берлиоза и Гуно до Чайковского, возник у композитора Сергея Прокофьева в 1933 году. Сегодня этот спектакль по праву считается одним из шедевров мировой хореографии. Вот и в преддверии Международного женского дня 6 марта на главной сцене театра “Астана Опера” воцарятся шекспировские страсти двух влюбленных самой знаменитой истории в мире.
Кстати, по многочисленным просьбам зрителей администрация театра даже открыла дополнительный день продажи билетов на знаменитый балет. При этом художественные руководители “Астана Опера” обещают, что на сцене главного театра страны “великая музыка композитора Прокофьева сумеет окунуть публику в состояние сильнейшего эмоционального напряжения. А магические декорации удивительным образом оживут на сцене театра, перенеся своего зрителя в далекий XVI век, век распрей и войн глав двух семей - Капулетти и Монтекки, которые только над телами своих детей забудут о кровавой вражде.
Обещают держать зрителя в напряжении и сцены из двух актов балета: свобода движений балетных артистов будет переплетаться с философией жизни, рассказанной посредством танца постановщиком этого спектакля - известным французским хореографом Шарлем Жюдом, что позволит присутствующим полностью погрузиться в мир классического балета.
Помогут в этом и создатели костюмов и декораций - итальянские мастера Эцио Фриджерио и Франко Скуарчапино. По их словам, костюмы для спектакля имеют самый изысканный крой, и при их создании был учтен стиль эпохи даже в самых мелких деталях.
В апреле эстафету спектаклей о любви в “Астана Опера” подхватит премьера первого драматического балета Бориса Асафьева “Бахчисарайский фонтан”, в котором также тесно переплетаются любовь, ревность и смерть. Его большую постановку взялись осуществить казахстанские хореографы, заслуженные деятели РК Турсынбек Нуркалиев и Галия Бурибаева, итальянский художник-сценограф Эцио Фриджерио, а также художники по костюмам Франко Скуарчапино и Софья Тасмагамбетова.
Нужно отметить, что это уже не первая совместная работа казахстанских и итальянских мастеров, ровно год назад они представили на суд публики балет Петра Чайковского “Лебединое озеро”, который прошел с грандиозным успехом.
На этот раз зрителей ждет контраст национальных традиций Востока и Запада, любовный треугольник и трагические судьбы людей - основа балета, положенного на сюжет поэмы Александра Сергеевича Пушкина о польской княжне Марии, татарском хане Гирее и его любимой жене Зареме. Хан Гирей, жестокий татарский полководец, бесчинствует в Польше. Во время одного из набегов ему и его войску удается взять польский замок, в котором праздновали день рождения княжны Марии. Погибают все, остается в живых лишь Мария, в которую хан влюбляется до беспамятства. В гареме Бахчисарайского дворца, куда привозят прекрасную пленницу, Мария сталкивается с Заремой - любимой женой Гирея, потерявшей свой статус первой жены из-за юной полячки. Тем же вечером хан молит Марию о любви, но она остается холодна. Хан Гирей смиренно уходит, а в опочивальню проникает Зарема. Она требует отказать хану, Мария пытается объяснить, что никогда не полюбит Гирея. Но Зарема, увидев забытую в комнате Марии тюбетейку хана, в приступе ревности убивает пленницу. Хан Гирей безутешен.
Хореографию балета характеризует противопоставление классического танца восточному, этим подчеркивается непохожесть двух миров. В спектакле задействован весь состав балета “Астана Опера”. Все солисты, кордебалет, в том числе и артисты миманса, вовлечены в действие, каждый из них - отдельный персонаж, участник разыгрываемой драмы. К долгожданной премьере артисты готовились больше трех месяцев.
Об этом своим мнением поделился хореограф-постановщик Турсынбек Нуркалиев: “Этот спектакль сложен тем, что кроме прыжков и поддержек он требует еще и большой актерской работы. Особенно это касается трех главных партий: Марии, Заремы и хана Гирея. Мы пересмотрели танцы второго акта, это танец с подносами, танец с колокольчиками, вариацию второй жены и сцену с пленницами, сделали эти сцены красочными, более зрелищными. А передать национальный колорит Востока и Запада нам помогли величайшие художники нашего времени Эцио Фриджерио и Франко Скуарчапино, и талантливая художница Софья Тасмагамбетова. Когда видишь их имена на афише, понятно, что художественно-декорационное оформление спектакля будет на высочайшем уровне”. Добавим, что спектакль будет представлен ведущими солистами балета “Астана Опера” - Мадиной Басбаевой, Назерке Аймухаметовой, Айгерим Бекетаевой, Жандосом Аубакировым, Бауржаном Мекембаевым, Бахтияром Адамжаном, Эльдаром Сарсембаевым, Сериком Накыспековым, Арманом Уразовым и Таиром Гатауовым.
Любопытно, что партию хана Гирея несколько лет назад в столичном театре оперы и балета имени К.Байсеитовой довелось исполнить самому Нуркалиеву, чья игра тогда, основанная на тонкой грани психологической драмы, была оценена выше всяких похвал.
Добавим, что для работы со светом в спектакле пригласили итальянского художника по свету Виничо Кели, а за спецэффекты будет отвечать художник по проекциям Серджо Металли.
Астана |