|
Ольга Шишанова
В Казахстане насчитывается более 150 тысяч памятников историко-культурного значения, однако не все они могут претендовать на необходимый уход и должную сохранность
Архитектурные сооружения, археологические древности и памятники монументального искусства и истории являются важной составной частью культуры любой страны. Вот и на территории стран СНГ, в том числе и в Казахстане, сохранились уникальные памятники архитектуры, которую поэтически называют застывшей музыкой. Возводились они в разное время и разные периоды, от эпохи бронзы до позднего Средневековья. Однако ни поэтические эпитеты, ни скудное финансирование не могли, да и не могут оградить от испытаний временем, войнами, наводнениями и землетрясениями - ряд памятников, которые умудрились “остаться в живых” и до наших дней. А ведь это безмолвные свидетели былых событий, самым ценным в которых является то, что они воплощение многовекового опыта, таланта и мастерства средневековых зодчих.
Однако большинство из огромного круга памятников, расположенных сегодня на территории Казахстана, находится, как выяснилось, в стадии окончательного разрушения, особенно сырцовые и другие сооружения XIX - начала XX века, что расположены за пределами населенных пунктов. Правда, в республике вроде как собираются выделить в этом году на реставрацию 31 памятник истории и культуры чуть больше 630 миллионов тенге. Но это капля в море, учитывая, что с 2004 по 2011 год было отреставрировано, восстановлено и включено в список туристической инфраструктуры только 73 историко-культурных памятника, а в список Всемирного наследия ЮНЕСКО всего два памятника - в 2003 году мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, в 2005 году историко-культурный комплекс-заповедник Тамгалы.
Между тем департамент культуры твердит, что “в Казахстане ежегодно большое внимание уделяется пропаганде реставрации и сохранению исторического культурного наследия”, что, однако, не мешает разрушению и забвению тысяч сооружений нематериальной культуры, хотя “за годы независимости и был создан список республиканского и местного значения историко-культурных памятников из более 30 тысяч наименований, из которых 25 тысяч - историко-культурные археологические памятники”.
Однако, например, для городища Сарайчик, возникшего в эпоху Золотой орды, уже давно требуется оперативное вмешательство. Как метко заметил доктор исторических наук, профессор Зейноллы Самашев, “этот вопрос то поднимется, то снова опускается”, а решения властей до сих пор по нему нет. И непонятно, будет ли оно даже и сегодня, когда в республике отмечается 550-летие Казахского ханства. Напомним, городище Сарайчик был когда-то одним из торговых центров Золотой орды, позже став столицей Орды ногайской. Город находился как раз на сосредоточении торгового пути из Европы в Китай через Поволжье и реку Яик (сегодня это современный Урал), в 50 километрах выше по течению от сегодняшнего Атырау. В настоящее время рядом с городищем расположено село Сарайчик Махамбетского района Атырауской области, однако в результате его подмыва водами Урала исторический слой безвозвратно разрушается, несмотря на то, что в 1999 году в этих местах был даже воздвигнут мемориальный комплекс “Ханская ставка “Сарайшык”. И такие случаи, к сожалению, не единичны. Более того, например, из существующих еще пока 605 памятников в том же Атырауском регионе, которые представляют собой историческую и архитектурную ценность, только четыре (!)включены в республиканский реестр. Да и то ни один из них не был отреставрирован. Так исчезают и многие старинные сооружения, в том числе уникальные купеческие дома, которые представляют сегодня собой архитектурную и историческую ценность, но чем дальше, тем больше от них не остается и следа. Пока их “только документируют и составляют реестры”.
Причиной, а точнее главной проблемой в этих случаях, является то, что при наличии уникальных древнейших памятников в Казахстане мы не умеем их охранять. Как стало ясно на практике, за исключением редких случаев, это почти не практиковалось.
Наверное, тут не мешало бы обратиться к опыту зарубежных стран, где к вопросам реставрации относятся очень трепетно, хотя бы потому, что кроме того, что памятники старины являют собой доказательство древней истории любого государства, они еще служат местом паломничества многочисленных туристов. На территории стран бывшего СССР сегодня этим могут похвастаться в основном страны Балтии - Латвия и Литва. А вот что касается России, где одновременно сильна реставрационная школа, нельзя сказать об особом рвении в плане сохранения историко-культурного наследия. Например, под Санкт-Петербургом, в Царском Селе (ныне это город Пушкин), расположено несколько прелестных дач русских аристократов, которые сегодня, будь они отреставрированы, могли бы приносить немалый доход от туристического и экскурсионного направления. Однако реставрация многих из них, которая была начата еще накануне и в преддверии 300-летия Санкт-Петербурга - то есть более 10 лет назад, например, бывшая когда-то роскошной дача княгини Зинаиды Юсуповой, не продвинулась с тех пор ни на шаг. И это тем более удивительно, что в Северной Пальмире проблем с реставрацией, так же как с наличием умелых кадров, проблем вроде нет. Вероятно, все дело в пресловутом русском “авось”, которое, к сожалению, играет на руку дальнейшему разрушению уникальных архитектурных сооружений. Кстати, такими же проблемами страдают и многие старинные архитектурные сооружения в Казахстане - те же купеческие дома, в которых вместо музеев сегодня запросто могут “квартировать” банки, больницы и т.п.
Фото Ольги Никоновой
Санкт-Петербург - Астана |