|
Ольга Шишанова
Накануне самого ожидаемого праздника как детей, так и взрослых - Нового года - в столичном театре “Астана-Опера” состоялась премьера самого волшебного новогоднего балета на музыку Петра Чайковского “Щелкунчик”. Хореограф-постановщик сказочного спектакля Юрий Григорович, специально приехавший для столь грандиозного события из московского Большого театра, накануне премьеры поделился с “НП” своим мнением о современной сказке и превратностях новогодней судьбы
- Какова новогодняя мечта Юрия Григоровича?
- Для меня главное - быть здоровым и чтобы кругом были здоровыми мои друзья, родные. Это у меня каждый год вот такая хорошая мечта.
- Юрий Николаевич, сегодняшняя постановка “Щелкунчика” - какова она, на Ваш взгляд?
- Я очень доволен спектаклем, всеми его службами, сработавшими безупречно. Прежде всего, мне нравится, конечно, как сделан сам балет, его декорации, костюмы, работа оркестра. Доволен я теми прогонами и теми репетициями, которые здесь прошли, и премьерой.
- Какова основная идея Вашей постановки “Щелкунчика”? Ведь эта Ваша постановка явно отличается от всех предыдущих, созданных Вами. Что Вы хотели сказать взрослым с помощью этой сказки для детей?
- Это мое понимание музыки Петра Чайковского, например, его музыкальной темы Мышиного короля - они идут от новелл Гофмана, который “очень немецкий писатель”, специально пишущий на европейский манер. В то время как Чайковский более по-славянски, что ли, решает этот вопрос, не так жестко, как это часто случается в мировой литературе и у Гофмана в частности. Он как будто очень приятно вспоминает себя в детстве, и вот так же я воспринимаю музыку этого его спектакля в данном случае. Разве что данный “Щелкунчик” мною несколько конкретизирован, ведь девочка времен Гофмана и Чайковского мечтает о принце, а не об олигархе, как если бы действо происходило сегодня. Да и все ситуации, которые возникают в спектакле, они все - не сегодняшние, они происходят словно во сне. Особенно с того момента, когда героиня полюбит Щелкунчика, вот тогда и начнется главное действо.
- В чем его суть?
- Появляется ее герой, который ее защищает, с которым они вместе идут по елке к звезде, и затем происходит таинство венчания. У Чайковского это отражено в совершенно замечательном адажио. Но это всего лишь сон, который рушится, и потом все пропадает, а героиня оказывается одна в доме с простой игрушкой Щелкунчика орехов.
- Насколько балетная труппа столичного театра “Астана-Опера” справилась с поставленными задачами?
- Вы понимаете, в первую очередь меня удивила готовность спектакля. Потому что спектакль очень трудный, в нем гениальная партитура Петра Чайковского, он отличается трудным соединением созданных декораций и костюмов с положениями светового решения. Но главное - в нем очень трудная хореография, с которой балетная труппа тем не менее справляется. Но это совсем меня не удивляет, потому что я этот спектакль ставил во многих театрах. Я просто доволен артистами.
- Вам не было необходимости отделять реальный мир от сказочного средствами классического танца и какого-то другого?
- Конечно, была такая потребность, иначе и быть не могло. Хотя в партитуре - от первой до последней ноты - я сохранил абсолютно все, как у Петра Чайковского. И в том же порядке, между прочим.
- По-вашему, что в этом спектакле было самое сложное для артистов?
- У артистов всегда есть свои сложности при исполнении любого спектакля. С одной стороны, это техника, с другой - создаваемый образ. В данном случае, думаю, было технически очень сложно передать процесс взросления души, когда героиня находится на переломе перехода из детства в юность. Кстати, у меня впервые в этом спектакле одна и та же балерина танцует и девочку, и девушку, живущую во сне. Вот у нее трудности, конечно, думаю, были при воспроизводстве движений ребенка и тут же, следом - взросления и души, и нового возраста.
- Юрий Николаевич, за всю Вашу многолетнюю практику - о чем был Ваш самый любимый спектакль, который Вы ставили? И каков он - спектакль у кого-либо из любимых Вами постановщиков?
- Одного спектакля, как такового, у меня нет. Все свои спектакли я по-своему люблю, хотя бы потому, что это мои спектакли. Так что этим все сказано.
- Что Вы думаете по поводу современной интерпретации в театрах исторических и литературных произведений?
- Все зависит от того, как это сделано. От того, насколько оно будет интересно. Всегда можно простить все, что угодно, если это интересно. Но что значит простить? Каждый, в конце концов, делает в театре свою постановку, как он хочет. Хотя, с другой стороны, думаю, что в основном это сегодня какая-то мода, почти всегда довольно безвкусная, к сожалению, с моей точки зрения. Но, хочешь или не хочешь, это все равно происходит.
- Какое впечатление на Вас как на творческого человека производит музыка?
- Это смотря какая музыка. Для моих спектаклей музыку выбирает композитор, хотя я ее, как любой простой человек, воспринимаю каждую по-разному. И мне всегда нравились разные музыкальные направления, которые на протяжении всей моей жизни менялись.
- Из чего складывается Ваш творческий день?
- Конечно, всегда по-разному. Иногда это безумная загрузка с утра, вот как, например, сейчас, когда приходится совмещать множество репетиций с обыденностью. Иногда дни чуть свободнее, когда я беру выходной и могу позволить себе немного побыть на даче под Москвой, чтобы прийти в себя. Но все равно все дни у меня почти всегда загружены и напряжены, потому что ставлю спектакли не только у себя в Москве, в Большом театре, но и во многих других городах и странах.
- Каковы Ваши желания помимо Вашего творчества, помимо Вашей работы?
- Просто жить, наслаждаться каждым днем, каждым мгновением. Что касается смысла жизни вообще, то все человечество каждый день задумывается об этом смысле жизни и никак не может решить эту проблему. Это такой вопрос, на который никто не сможет ответить, я бы так даже сказал.
- Что Вас поддерживает, вдохновляет, дает силы двигаться дальше?
- Я люблю свое дело, мне оно нравится, и я его делаю как могу хорошо. Вот в общем-то и все.
- Где Вы будете встречать Новый год, и какой подарок для Вас самый дорогой в духовном плане?
- Я никогда не знаю, где я буду встречать Новый год, у меня непредсказуемая жизнь - каждый раз так происходит. А что касается подарков, то я вообще их не люблю. Хотя я был таким же ребенком, как и все.
- Что Вы пожелаете накануне премьеры своего сказочного балета “Щелкунчик” и наступающего Нового года нашим читателям?
- Самое важное, когда к тебе приходит некоторый возраст, ты понимаешь, что самое главное - это здоровье. Поэтому, прежде всего, я бы всем пожелал здоровья. Потому что это и жизненный тонус, и восприятие самой жизни... А это, по-моему, очень важно.
Астана |