|
“Абай” и “Шакарим” покоряют Америку
В Нью-Йорке состоялась мировая премьера сюит “Абай” и “Шакарим” Карла Дженкинса в исполнении Симфонического оркестра Алматы под управлением Марата Бисенгалиева
Автор произведений “Абай” и “Шакарим” британский композитор, командор Превосходнейшего ордена Британской империи сэр Карл Дженкинс входит в десятку самых популярных и “продаваемых” композиторов современности и является единственным ныне живущим из этой десятки. Карл Дженкинс настолько заинтересованно и серьезно подошел к созданию этих произведений, что специально посетил Казахстан для погружения в музыкальную среду кочевников и изучения народных музыкальных инструментов казахов. Музыка этого композитора популярна не только в Соединенном Королевстве и Европе, но и во всем мире. 12 ноября в Карнеги-Холл (Нью-Йорк, США) сэр Карл Дженкинс выступил в качестве дирижера.
Кроме этого, в двухчасовом концерте приняли участие хор “Казына” и этно-фольклорная группа “Туран”. “В зале был аншлаг, царила особая атмосфера, такого рода концерт проходил впервые в знаменитом “Карнеги-холле”. Концерт прошел на одном дыхании и покорил американскую публику сочетанием классики и национального, казахского этноколорита. После последнего произведения зрители около 30 минут еще не отпускали оркестр аплодисментами. Музыканты с удовольствием исполнили несколько дополнительных произведений на бис - отметил Юрий Якуба, PR-менеджер оркестра.
Скрипач Марат Бисенгалиев признался, что произведение очень сложное и впечатляющее. Но самым сложным, по мнению музыканта, было установить связь между зрителем и артистами.
Нужно отметить, что творческий потенциал Марата Бисенгалива и его стремление делать классическую музыку разнообразной не оставляют слушателей равнодушными.
В апреле и октябре текущего года в Алматы и Москве состоялся концерт Simphony’A, где симфонический оркестр Марата Бисенгалиева выступил с поп-группой “А’ Студио”.
“У нас с Маратом Бисенгалиевым очень удачное сотрудничество, которое мы продолжим в будущем. Я очень волнуюсь и надеюсь, что мировая премьера произведения пройдет успешно”, - сказал композитор Карл Дженкинс.
Мировая премьера сюит “Абай” и “Шакарим” в исполнении казахстанского оркестра достойно представила культурное наследие казахского народа языком современного музыкального и исполнительского искусства.
Государственный академический симфонический оркестр прошел большой и сложный творческий путь. В 1958 году он вошел в состав филармонии и стал приобщать тысячи людей к живому звучанию симфонической музыки в ее самых высоких образцах. Его организатором, руководителем и первым дирижером был народный артист Казахской ССР, народный артист России, народный артист Татарской АССР Фуат Шакирович Мансуров, чье имя вписано золотыми буквами в историю этого коллектива.
За большой период времени творческого роста коллектив возглавляли многие известные музыканты - Виктор Яковлев, Илья Островский, Шамгон Кажгалиев, Газиз Дугашев, Тимур Мынбаев, Ренат Салаватов, Тулепберген Абдрашев. За дирижерским пультом стояли такие видные маэстро, как Гинзбург, Кац, Элиасберг, Домаркас, ряд других известных дирижеров, каждому из которых оркестр обязан новой ступенькой своего становления.
Не перечесть всех партнеров коллектива, среди которых были известные музыканты: Рихтер, Оборин, Петров, Крайнев, Кремер, Ростропович, Шафран, Шаховская, Архипова, В.Пьявко, Норейка, Биешу, Мазурок, Аксельрод, Ведерников, Керер, Гаврилов, Шаповалов, Майский, Муржа, Тимофеева, Труль и целый ряд выдающихся исполнителей.
Когда звучит орган
Алматинская публика смогла насладиться вечером органной музыки
В Казахской государственной филармонии имени Жамбыла выпускник Московской государственной консерватории по классу органа Габит Несипбаев исполнил произведения классиков музыки - Вивальди, Баха, Мендельсона, Бартольди.
“Органная музыка - это особая культура, причем с большим процентом сверхличного: процент “эго” композитора и исполнителя выражен здесь в гораздо меньшей степени. Вероятно, именно это подсознательно привлекает слушателя - спросите его, зачем он пришел на органный концерт, и вряд ли он определит вербально, что конкретно ему эта музыка дала.
Кроме того, известно, что акустические волны, а также их определенные сочетания имеют прямой терапевтический эффект. То есть люди после концерта часто замечают изменения самочувствия”, - сказал Габит Несипбаев в одном интервью.
Музыкант также отметил, что орган обладает некой притягивающей силой, поэтому на концерты такой музыки приходит самая разная публика. Здесь можно встретить и почитателей инструмента, восхищающихся его звучанием, также любителей классической музыки и даже тех, кто видит инструмент впервые.
Более двадцати лет заслуженный артист РК, кавалер ордена “Курмет” Габит Несипбаев ведет интенсивную концертную деятельность. Гастролировал в России, Украине, Беларуси, Эстонии, Литве, Латвии, Молдове, Грузии, США и Южной Корее.
Музыкант является первым и единственным в Казахстане органистом, начавшим практику филармонических тематических концертных циклов, среди которых “Барокко”, “Классицизм”, “Романтизм”, “Орган в ансамблевом музицировании” и другие.
Впервые в Казахстане в 1992-1994 годах им был исполнен цикл из 15 концертных программ, охвативший все органное наследие Иоганна Себастьяна Баха. Габит Несипбаев владеет огромным исполнительским репертуаром, включающим произведения старинных западноевропейских мастеров, композиторов ХIХ века, а также современных авторов. Он также ведет плодотворную творческую работу по обработке казахских и кыргызских народных песен.
Звуковая палитра инструмента очень богатая, на вечере органной музыки алматинцы смогли вдоволь насладиться прекрасными классическими композициями этого удивительного инструмента.
Мария Коленко |