|
Ольга Шишанова
Работы скульптора мирового масштаба Цадока Бен-Давида, одного из самых неоднозначных мастеров современности, наконец, добрались до Казахстана. Именно с нашей страны мэтр скульптурного образа решил начать экспозицию своих работ в Центральной Азии
Национальный музей РК в столице стал стартовой площадкой для трех инсталляций и скульптуры лондонского мастера, экспонироваться которые будут до 5 декабря. Каждая инсталляция Цадока представляет собой воплощение оригинального замысла художника, его игру воображения, где природа по велению создателя удивляет и восхищает, захватывает и интригует. И поистине, его работы - это иллюзия волшебства сродни магической реальности. На создание данных инсталляций художнику, по его словам, понадобилось три года кропотливого труда при участии 10 ассистентов. Не случайно персональные выставки художника с неизменным успехом проходят по всему миру - от Лондона до Южной Кореи, собирая рекордное количество посетителей.
Его нынешние произведения выполнены из стали и алюминия, они настолько неординарны, что их пришлось разместить на трех этажах музея. Первая инсталляция Black flowers (“Черные цветы”) состоит из 22 цветов, вырезанных вручную из алюминия. Песчаное поле усыпано более чем 20 тысячами различных цветов - точных копий растений из собраний Викторианских энциклопедий XVIII-XIX веков. С одной стороны, фигуры черные, а с другой - разноцветные. В инсталляции представлено по девять реально существующих видов растений с разных концов земли, всего 900 разновидностей, с филигранной точностью вырезанных из тончайших листов нержавеющей стали. Еще одна работа художника “Обратная сторона полуночи”, которая дала название выставке, также вызывает необычную реакцию у посетителей. Для показа инсталляции была смонтирована специальная черная комната, в центр которой помещен круг, состоящий из двух тысяч бабочек с человеческими телами и различных диковинных насекомых, раскрашенных флюоресцентными светящимися красками. И под ультрафиолетовыми лучами этот волшебный круг словно оживает. “Меня вдохновляют отношения человека и природы. Я ищу место человека в природе и через свои скульптуры передаю свои чувства”, - говорит о своем творчестве Цадок Бен-Давид. Он восхищен и архитектурой Астаны, замечая все увиденное с точки зрения художника и скульптора, восхищаясь пространством и степью. “В Астане можно увидеть пирамиду, а на другой стороне, тут же - современное офисное здание, рядом - мечеть”. И это все, по его мнению, “достаточно необычно”.
Что касается его выставок, то он предпочитает называть их экологическими вернисажами. Однако это не значит, что нужно представлять экологию в черном цвете. Все зависит от того, как человек воспринимает черный цвет, полагает скульптор. С ним соглашается и руководитель отдела современного искусства Нацмузея РК Роза Абенова: “Если вы заходите, то сначала вы увидите черное поле. И вы думаете: “Боже мой, вроде бы растение и черное поле”. Но когда вы проходите с другой стороны, то вы увидите, что черное поле вдруг мгновенно расцветает всеми красками. Такая философия жизни у Цадока Бен-Давида. Он считает жизнь и смерть всегда рядом, вместе. Когда человек смотрит на черную сторону этих произведений, он задумывается, а почему черный цвет, с чем связано. И у каждого человека возникает своя ассоциация”.
Такое видение жизни и смерти в работах-инсталляциях художника углубляется в проблеме его корней. Ведь он родился в Йемене, но вырос в Израиле. При этом вся его “художественная база” сформировалась, когда он был уже британцем. И значит, все его работы - это исключительно личные переживания и рефлексии, никак не связанные с политикой. Поскольку именно свой личный опыт он пронес через всю свою жизнь, а потом - через творчество. Кстати, мало кто знает, что мастер, прежде чем стать художником, был солдатом и часто участвовал в военных действиях. А ведь там смерть очень близка. Теперь вот такая проза жизни в его работах: сейчас ты улыбаешься, а потом тебя уже нет, ты мертв. В то же время он не соглашается, что сейчас это сильно влияет на его творческую жизнь, чтобы он не мог спокойно спать, дышать или не просыпаться от кошмаров. Но в любом случае война действительно сильно изменила его мировоззрение и жизненную философию (речь о войне 1973 года в Египте, когда он находился в боевом подразделении). Но, несмотря на тяжелое прошлое, все же взгляд на жизнь у Цадока оптимистичный. Хотя многие его работы выполнены как раз в черном цвете. Но если посмотреть на цветочки из листового железа с другой стороны, то они переливаются различными красками. Вот и получается, что жизнь не только в черных тонах.
И еще - мастер всегда выбирает лучший материал для своих идей. До того как он пришел к работе с металлом, пришлось много поэкспериментировать, поскольку целью было создание фигуры с эффектом трехмерности. Когда Цадок только начинал, то, по его словам, работал с традиционными материалами - бронзой, стеклом, глиной, гипсом, даже с камнем. Однако материал для него, это только инструмент. Важно то, что из него сделано. Поэтому главное для материала у этого скульптора, чтобы он соответствовал художественному замыслу. Иногда бывает только, что, создавая работу, художник лишь через несколько лет осознает, откуда пришло к нему это вдохновение, как оно связано с его прошлыми переживаниями. В итоге он, по его собственному признанию, совсем недавно пришел к выводу, что это все идет из его детства, когда он читал очень много басен и особенно любил Крылова. “Часто представлял, как маленькое животное перехитрило и победило большое, таким образом, будучи маленьким мальчиком, думал, как я смогу победить каких-нибудь больших парней. И вот потом эти идеи и проекции реализовались в моем творчестве”, - поделился мастер.
Фото Радмира Фахрутдинова
Астана |