|
Ольга Шишанова
В Российском центре науки и культуры открылась персональная тематическая выставка FriendShip казахстанских художниц, предпочитающих работать в тандеме, - Наталии Баженовой и Гульмарал Татибаевой. Как рассказала корреспонденту “НП” одна из художниц, слово FriendShip означающее “дружба”, в корне содержит два слова Friend с англ. - “друг” и Ship - “корабль, лодка”. Потому-то корабль и занял особое место в творчестве обеих художниц, где каждое произведение раскрывает одну из множества граней этого многозначительного символа
- Наталья, каково главное кредо Вашего творчества?
- Я стараюсь обращаться к разным видам изобразительного и прикладного искусства, апеллируя при этом к аллегориям и метафорам. Мне нравится обращаться к глубинным смыслам, к символичности, особенно в этностиле казахского народного декоративно-прикладного искусства, что находит отражение в значительной части моих работ и становится своеобразной отправной точкой в творчестве. Например, в моем гобелене “Счастье” корабль олицетворяет идиллию семейного счастья, а декоративное панно “Преодоление” является прообразом жизни, когда, несмотря на трудности, человек уверенно идет к своей цели.
- У Вас есть и живописные работы...
- Да, им я стараюсь придать особую, нежную лирику. Чаще всего они у меня получаются небольшими, я создаю их в технике масляной живописи, гуаши, акварели.
- Что Вы можете рассказать о Вашей любимой работа или сюжете?
- Любимый сюжет для меня, наверное, все-таки женская тема, женское начало, тема материнства. У Гульмарал тоже, например, это проявилось в символической работе “Молоко матери”. Ну и тема кораблей, конечно.
- Что для Вас бывает толчком для того, чтобы возникла определенная идея создания произведения?
- Причины бывают разные. Для меня это прежде всего посещение других выставок, знакомство с творчеством других художников и, конечно, какие-то внутренние поиски. Наверно, поэтому я провожу некую параллель с кораблем и душой человека, которая постоянно находится в движении, потому что застой - это уже путь назад. Нужны движение, преодоление. Так же, как и корабль, человек вынужден преодолевать на своем пути испытания, трудности, которые одновременно делают его сильнее.
- Что на Вас производит наибольшее впечатление в окружающем мире, что может растрогать, довести до слез или, напротив, дать повод для радости?
- Добрые явления. Когда видишь пожилую пару, идущую держась за руки, то это очень умиляет. Да и вообще вся наша жизнь в ее положительных моментах мне нравится.
- В Ваших работах это находит отражение?
- Конечно. Я знаю, твердо уверена - человек отвечает за то, что творит, потому что в работу закладывает всю ту энергию, которая бурлит в нем самом. Например, знаменитый Николай Рерих говорил, что искусство - это прежде всего красота.
- Кстати, на выставке у Вас есть несколько работ “а-ля Рерих”...
- Да, потому что у этого философа, у этого изумительного художника очень много философских размышлений на близкие мне темы.
- Почему Вы выбрали его личность в качестве творческого учителя?
- На меня произвели огромное впечатление прежде всего, наверное, его картины, а также философское наследие. Ведь у него очень много сказано о значении культуры, о значении искусства, причем именно в объединительном масштабе. И мне это близко. Он предсказал, что человечество будет объединяться через культуру и искусство. Не через политику, не через дипломатию или что-то иное, а именно “через искусство имейте свет”, сказал Рерих. И действительно, я также считаю, что это так. Ведь все человечество можно объединить одной казахской поговоркой: кто находится на одном корабле, у тех единый дух. И все человечество земли, правда, как на одном корабле. Нам никуда друг от друга не деться. И то, что Николай Рерих пропагандировал, что он нес идею “пакта Рериха” - знамя мира, то, что преследовал объединяющее начало о защите культурных ценностей, очень важно сегодня. Особенно это касается духовного начала в искусстве и культуре.
- В чем изюминка творчества Гульмарал?
- Гульмарал многократно варьирует свои работы, освещая то одну, то другую грань эмоционально-философского осмысления корабля как символа. Так, одну из композиций “Надежда” моя коллега по цеху выполнила в технике коллажа из бересты, акрила и масла. В каждом варианте она демонстрирует новое прочтение художественного замысла, например, в работе “Алые паруса” ею создан изумительный образ романтического характера, и само произведение примечательно тонкостью колористического решения и отражает лирические устремления женской души. Согласитесь, ведь это так романтично - яхта с раздувающимися алыми парусами, блики на воде, пики высоких гор, окутанные легкой дымкой, светлое небо противопоставлены переднему плану с материальностью земли, глыбами камней, из которых, вопреки всему, растет нежный цветок - аллегория счастья.
- Каковы Ваши общие мечты на будущее?
- Если честно, мы специально с Гульмарал как-то не договаривались посвящать свои произведения кораблям. Это получилось спонтанно, когда мы начали замечать, что и у нее, и у меня возникает вот этот символ - корабль, причем он очень многогранен, и он всегда разный. Где-то он символизировал одинокого путника, где-то - семейное счастье, где-то - символ преодоления, символ пути. То есть он оказался настолько многогранным символом, что мы решили сделать по нему тематическую выставку.
Сегодня это первая выставка из задуманной нами серии, и мы хотим сделать ее передвижной. То есть пустить ее, как эти изображенные корабли, дальше, в свое плавание. Следующий город, где мы собираемся выставить свои работы, - это Павлодар. А так мы планируем продолжить дальше сотрудничать в этом же направлении, в одном тандеме, лишь добавляя свежие и новые произведения к уже существующим.
Справка “НП”
Наталия Баженова родилась в 1976 году в Самарской области. Она выпускница Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова. В 2006 году окончила магистратуру. Член Союза художников Казахстана с 2009 года. Ее работы демонстрировались на пяти персональных выставках и более 30 международных и республиканских выставках и конкурсах. Произведения находятся в частных коллекциях в Казахстане и за рубежом.
Гульмарал Татибаева родилась в 1982 году в Павлодарской области. Выпускница Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова. Член Объединения молодых художников Астаны с 2011 года. Ее работы демонстрировались на трех персональных выставках и более 40 международных и республиканских выставках и конкурсах.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |