|
Ольга Галицкая
“Театр в отпуске” - унылая и нелепая надпись никак не вязалась с предвкушением праздника, в ожидании которого собралось огромное количество гостей. Соскучившиеся за мертвый сезон летних отпусков ценители оперного и просто вокального искусства встретились в прошлый уик-энд с любимой певицей, заслуженной артисткой Республики Казахстан Майрой Мухамедкызы
В этот вечер со сцены ГАТОБа звучала музыка зарубежных и казахстанских композиторов: Беллини, Масканьи, Бизе, Гершвина, Оффенбаха, Жубанова, Хаммиди, Абдикадыра, Калдаякова.
Зрители тепло приветствовали симфонический оркестр и главного дирижера театра Рената Салаватова. В копилке коллектива - 40 оперных и 25 балетных спектаклей из произведений как мировой, так и казахстанской классики.
Первые нежные звуки оркестра легко определили тональность всего концерта: наслаждение игрой высококлассного коллектива под руководством умелого и опытного дирижера. А когда солистка театра Майра Мухамедкызы начала арию Амины из оперы итальянского композитора Беллини “Сомнамбула”, стало ясно, что возникшая гармония вокала и музыки - результат огромного труда и профессионализма артистов.
|
Справка “НП” |
Майра Мухамедкызы - солистка Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, заслуженная артистка Республики Казахстан. Победительница многих международных конкурсов:
I премия - конкурс “Золотой дракон” (Китай, 1988 г.). Премия на конкурсе имени Н.А.Римского-Корсакова (1996 г.). I премия - конкурс имени Томаса Алкайде (Португалия, 1997 г.). III премия - конкурс имени П.И.Чайковского и специальный диплом имени М.Я.Давыдова (Москва, 1998 г.). Три диплома в разных номинациях и специальная премия на конкурсе имени Елены Образцовой (1999 г.). Обладательница независимой премии меценатов “Тарлан” в номинации “Надежда” (2000 г.). Обладательница звания “Выбор года в Казахстане-2004” с вручением статуэтки “Золотой человек” (Алматы, 2004 г.). У певицы большой репертуар из произведений мировой оперной классики, камерные вокальные произведения, народные песни. Она много гастролирует за рубежом. Сольные концерты состоялись в Пекине, Гонконге, Стамбуле, Дели, Сеуле, Москве, Санкт-Петербурге, Будапеште, на Украине, в Словакии, США. Представляя Казахстан, выезжала с группами артистов во многие страны мира. Певица в хорошей вокальной форме, у нее большие творческие планы, в ближайшее время контракты с театрами Вашингтона, Лос-Анджелеса и Франции, а также участие в новых постановках Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, сольные концерты в Казахстане. |
Необыкновенный дар, которым обладал Беллини, позволил ему создать самобытные и исполненные сокровенного лиризма интонации, способные воздействовать на самый широкий круг слушателей. И его короткая, всего лишь десятилетняя (1825-1835) композиторская деятельность стала особой страницей в итальянской опере. Надо заметить, что Беллини - создатель своего собственного стиля. Чтобы сочинить очередную оперу, композитор тщательно вчитывался в либретто, изучал психологию каждого персонажа. Он даже запирался в комнате, много раз декламируя стихи с разной интонацией до тех пор, пока стихи не превращались в ноты. Очень хорошо зная природу человеческого голоса, Беллини умел сочинять предельно удобные для вокала партии.
Программа Майры была представлена таким образом, что зритель мог наблюдать ее перевоплощение от настоящей драматической актрисы до легкого и веселого опереточного образа.
Первое отделение носило серьезный классический характер, а вот второе началось с лирической песни Ахмета Жубанова “Карлыгаш”. Когда объявили, что песню Абдикадыра “Ардакты Отан” певица посвящает своим родителям, присутствующим на этом концерте, зал благодарно приветствовал их криками: “Спасибо за дочь!”
Великолепно прозвучала также песня Шамши Калдаякова “Ак Мандайлым”, написанная в любимой вальсовой манере прославленного композитора. Колыбельную Клары (Summertime) из оперы первого джазового американского композитора Джорджа Гершвина, ставшую бессменным хитом не только XX, но и XXI века, Майра Мухамедкызы исполнила в стиле, больше свойственном романтизму, нежели джазу. Она наполнила свое пение настоящим глубоким чувством, решив не свинговать, как это делают многие популярные джазовые дивы.
Жанровые сценки в заключение концерта удались вокалистке особо хорошо. Когда она появилась на сцене с бокалом вина в образе подвыпившей девушки с песней “Какой обед нам подавали” из оперетты короля этого жанра - Оффенбаха, у всех зрителей заиграли улыбки на лицах. Номер был исполнен легкого юмора и тонкого артистизма. Не менее удачными оказались и куплеты Лазулы из оперетты “Звездочка”, называемые попросту “Апчхи!” Майре пришлось несколько раз “чихать” на протяжении всех куплетов, и каждый раз это было сделано с точным чувством меры между игрой и вокалом.
Когда номера в программе были исчерпаны, на сцену потянулся нескончаемый поток зрителей с букетами цветов. Это шествие можно было включить в программу концерта! Все двигались строго один за другим, честно соблюдая очередь, а очередь тянулась длинная. И, конечно, ожидаемое на бис! Это была известная песня Джудитты из одноименной оперы венгерского композитора Ференца Легара. |