|
Малика Дауылбай
Академический коллектив - смешанный хор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы под руководством Яна Рудковского из концерта в концерт радует зрителей мастерством дирижирования, интересными драматургическими прочтениями музыкальных произведений. Исполнение хора отличается яркими актерскими находками, отточенным академическим стилем - все потому, что их педагог не устает раскрывать новые грани мастерства молодежного коллектива
- Ян, в 2006 году Вы были назначены на ответственную должность главного дирижера, руководителя смешанного хора. Насколько Вам комфортно в стихии руководителя?
- Комфортно, когда удается задуманное. В качестве руководителя хора у меня за плечами восемь лет. Дважды полностью поменялся состав ребят, ежегодно на четверть обновляется коллектив. Так сказать, свежая кровь: первокурсники поступают, четверокурсники выпускаются. Я думаю, что деятельность руководителя любого коллектива оценивается такими критериями, как концерты, гастроли, конкурсы, признание публики, исполненные произведения. Безусловно, на эти моменты можно опереться, и на сегодняшний день нам есть, чем гордиться.
Наш хор является в первую очередь учебным. Ребята учатся быть профессионалами. В свою очередь мы, как педагоги, активно способствуем стремлениям ребят, чтобы они научились чувствовать сцену, поняли, как взаимодействовать со слушателем через исполнение хоровых произведений.
Потому очень важно, насколько свободен исполнитель как передаточное звено между композитором и слушателем. Здесь поднимаются вопросы важности интерпретации, которая у каждого исполнителя, дирижера своя. В том числе глубокое психо-эмоциональное погружение в любые, даже самые коротенькие произведения, которые у нас называются хоровыми миниатюрами: на одну, две странички, вместе с тем могущие раскрыть целый мир - собственно, так оно и есть, так я пытаюсь воспринимать и стараюсь ребят научить.
Здесь важен ответ на вопрос, где заканчиваются ноты и начинается музыка - в этом ключе я стараюсь поднимать такие темы для того, чтобы ребята производили наработку профессиональных навыков с позиции важности артистичности и, если хотите, некоего ответвления психологии. Оттого что психология - это медицинская наука, которая способна...
- Лечить души?
- Да, ведь классическая музыка, в том числе хоровая, очищает. Она задает тематику, ориентир мысли. Если исполнителям удалось погрузить слушателя в состояние произведения и заставить сопереживать мыслям композитора, это можно назвать достижением. Любой зритель, будь он искушенный или нет, способен почувствовать фальшь. Потому первое, что я говорю студентам: выходя на сцену, ты обязан быть высококлассным артистом и в чем-то врачом, целителем человеческих душ.
- Выходить на сцену к нашей аудитории, которая понимает текст, имеет багаж знаний о тех или иных композиторах - это один момент. Однако иногда хор выступает перед интернациональной аудиторией, которая может быть не знакома с некоторыми композициями. В этой ситуации на какие особенности Вы обращаете внимание?
- Вы знаете, как дирижер, руководитель коллектива, я не делю публику на своих и чужих, на искушенных и неискушенных, поскольку музыка является самым интернациональным из всех языков. Естественно, присутствует разница в понимании поэтического текста, и здесь невозможно без знания языка полностью понять партитуру. Тут вступают в силу чисто музыкальные аспекты, понятные всем, такие, как мажор, минор, темпоритм - их способен воспринять каждый.
Также важен момент соответствия: если исполнять веселую песню с угрюмыми или ничего не выражающими лицами, публика именно так будет считывать ее. Исходя из этого комплексная работа над произведением включает в себя и визуальное соответствие: пропускание через себя тех или иных эмоций, которые я волен трактовать настолько глубоко, насколько соответствует мое видение произведения. Хочу отметить лишь, что слушателю, который приходит на наши выступления в любой стране, на энергетическом, психологическом уровнях мы становимся понятными, разумеется, с позиции индивидуальности восприятия.
- Вы старший преподаватель, соответственно, у Вас имеется немалый стаж в педагогике. Однако, какой Вы преподаватель для ваших студентов - больше друг и наставник или все-таки строгий руководитель...
- Что касается вопроса о том, кем я являюсь для студентов, думаю, его нужно адресовать ребятам.
Мне нужно использовать большую гамму навыков, приемов и эмоций для эффективной работы. Я, как преподаватель, тоже эволюционирую вместе со студентами. Та методика работы, которую веду сейчас, разительно отличается от той, чем пользовался три, четыре года назад. Потому мне сложно рассуждать об этом, как и в любой творческой профессии здесь колоссальным фактором является вдохновение и умение оставаться интересным для студентов.
Об этом говорить легче только с позиции конкретного произведения, над которым идет работа. Здесь я пытаюсь сам что-то найти: путем постановки вопросов, погружения в атмосферу композиции, и стараться понять с ребятами, что хотел сказать композитор, выразить текстом поэт и что мы, как исполнители, можем добавить и вынести со сцены на этапе взаимоотношений со зрителями. Тогда я вижу, что ребята потихоньку загораются, воодушевляют друг друга и переживают удивительное, ни с чем не сравнимое ощущение - осознанное, ансамблевое звучание хора.
- Ян, как Вы думаете, представители молодого поколения хотят идти в дирижеры?
- В последнее время возросла такая тенденция. Допустим, когда я учился в 1998 году, соотношение мужских голосов к женским было 6 к 30. Целенаправленная работа коллектива консерватории (агитационные поезда, лекции, мастер-классы, успешные выступления нашего коллектива на международной арене) привела к тому, что хор достиг количества 76 человек, из них мужских голосов - 30. Выпуски студентов кафедры дирижирования теперь ежегодно насчитывают свыше пятнадцати человек - это очень хороший показатель.
- Думаю, Ваше трепетное отношение к ученикам во многом берет истоки от общения с вашими преподавателями...
- Да, конечно, и я хотел бы особо отметить труд учителей музыки, педагогов. Я помню всех своих учителей и высоко ценю ту степень воздействия и глубину, которую они демонстрировали. Я во многом на сегодняшний день состою из того внимания, которое они уделяли. Необходимо выделить красной строкой значение музыки. Очень хотелось бы, чтобы люди осознавали важность, значимость и силу нравственности классической музыки и воспитывали подрастающее поколение в этом направлении. Так и должно происходить, с музыкой каждый из нас сталкивается в течение жизни, потому чем раньше происходит это соприкосновение, тем лучше.
Я рад тому, что занимаюсь одним из самых сложных видов музыкальной деятельности - управлением хорового коллектива. Я считаю, что новые горизонты нами достижимы в силу подтвержденной в условиях международных хоровых конкурсов конкурентоспособности, и этот факт меня очень радует. |