|
Асель Мусинова
“Школа” и “педагог” - два понятия, которые святы и неразрывны в судьбе каждого человека. Но в балетном мире это своеобразный “код”, знак качества. “Школу” танцовщика профессионалы могут определить по постановке корпуса, рук, ног, академичности исполнения, отношению танцовщика к музыке. А вот по внутренней культуре артиста, мере преданности профессии можно определить педагога. Имя Гульнары Алиевой в казахстанском балетном мире - это бренд отечественного хореографического образования
На сцене Государственного театра оперы и балета “Астана Опера” уверенно и стремительно взошла звезда Айгерим Бекетаевой - балерины, известной сегодня поклонникам хореографического искусства не только в Казахстане, но и за рубежом. Работа над новыми постановками с известными западными балетмейстерами, сотрудничество с труппой Бориса Эйфмана, высокая оценка исполнительского мастерства на ряде международных конкурсов - и все это за четыре года балетной карьеры.
А на другом конце страны, в Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая, в мае 2014 года под занавес 80-го юбилейного сезона театра, ведущую партию Одетты-Одилии в балете П. Чайковского “Лебединое озеро”, впервые исполнила лауреат международного конкурса Асель Кумарова.
Что же объединяет этих молодых, талантливых балерин? Школа и педагог - Алматинское хореографическое училище имени А.В. Селезнева, которое обе балерины окончили практически в одном классе Гульнары Жумабаевны Алиевой, ведущей балерины ГАТОБа имени Абая, ныне заведующей отделением специальных дисциплин АХУ имени А.В. Селезнева.
А ровно 40 лет назад, в 1974 году, маленькая девочка из Актюбинска приехала в Москву учиться балету. Спустя восемь лет выпускница Московского академического хореографического училища вернулась в Казахстан и заняла положение ведущей балерины в труппе ГАТОБа имени Абая.
В резерве были сценичная внешность, отточенная техника, легкий прыжок с мягким, как говорят в балете, “кошачьим” приземлением, идеальная музыкальность плюс сумасшедшее трудолюбие, железная воля и самодисциплина - полная обойма лучших качеств, необходимых для достижения главной цели - танцевать.
Дебютировав в партии Фригии в балете А. Хачатуряна “Спартак”, молодая балерина стала пополнять свой репертуар сольными и ведущими партиями, станцевав практически весь репертуар, существовавший на тот момент в театре. Это были нежная Маша в балете “Щелкунчик”, трогательная Жизель и непоколебимая Мирта в балете “Жизель”, романтичная Мария в “Бахчисарайском фонтане”, зажигательные Китри и Уличная танцовщица в “Дон-Кихоте”, невесомая Сильфида и такая земная Эффи в “Сильфиде”, юная Лиза в “Тщетной предосторожности” и многие другие неповторимые образы.
Участвовать в премьерах - счастье для любого артиста. Это значит, что постановщик высоко оценивает ваши возможности и доверяет вам первому воплотить на сцене свой замысел. Балетмейстеры, среди которых были Заурбек Райбаев, Рамазан Бапов, Минтай Тлеубаев, Георгий и Марина Алексидзе, доверяли Алиевой, зная о ее трепетном отношении не только к движению, но и к музыке. Став первой исполнительницей сольных партий в балетах национальной и современной хореографии, таких как “Фрески” Т. Мынбаева, “Карагоз” Г. Жубановой, “Игра в карты” И.Стравинского, “Кармина Бурана” К. Орфа, “Классическая симфония” П. Чайковского, балерина проявила способность к нестандартному мышлению, открытому восприятию совершенно новой на тот момент для отечественных танцовщиков неоклассической хореографии и модерна.
Логичным продолжением законченной в 1999 году сценической карьеры стала педагогика. Сегодня Гульнара Алиева - один из ведущих педагогов по классическому и народно-сценическому танцу, педагог-репетитор по сценической практике АХУ имени А.В. Селезнева.
Пестуя молодых танцовщиц, педагог сама продолжает учиться, неустанно повышая свой профессионализм. В 2002 году с отличием закончен факультет хореографии КазНАИ имени Т. Жургенова по специальности “педагог-хореограф”. Далее - курсы повышения квалификации в Москве, Санкт-Петербурге, Австрии.
“Очень дисциплинированный и требовательный человек. Умеет выстроить работу и с детьми, и с педагогами в коллективе”, - так отзывается об Алиевой руководство училища.
Дисциплина и требовательность, в первую очередь, к себе - это то, что пронесут через всю свою жизнь, и не только сценическую, воспитанницы “алиевской школы”, в том числе и выпускницы 2014 года. Это то, что воспитанницы Гульнары Алиевой когда-нибудь передадут по наследству своим ученицам. Потому что так было всегда. И так будет. Из поколения в поколение. |