|
Ольга Шишанова
В самом конце июня в столичном Дворце мира и согласия состоится премьера оригинального одноактного балета “Aлем” в исполнении хореографического коллектива Astana Ballet. Особенностью постановки обещает стать сочетание сюжета, основанного на тюркском эпосе, оригинальной хореографии и последних мировых тенденций в сценографии - 3D-мэпинга и мультимедиа. Известный русский хореограф Никита Дмитриевский, который был приглашен для его постановки, уже приступил к репетициям
- Никита, что Вы думаете о постановке?
- Когда я только встретился с коллективом, я увидел, что это коллектив новый, у них есть желание работать в новом направлении, создавать такие произведения, которые бы говорили современным хореографическим языком и одновременно развивали и сохраняли национальную самобытность. Меня радует, что у коллектива Astana Ballet есть и поклонники, и ценители их искусства. И замечательно, что они стремятся к созданию крупноформатного полотна, произведения, спектакля, в котором можно соединить национальное, свое видение и привнести что-то новое, современное, европейское. Мне говорили, что поиски хореографа были долгими, в конце концов, остановились на моей кандидатуре, после чего нам пришлось всем вместе думать над самим произведением.
- Какое произведение было выбрано для постановки, чем Вы собираетесь заинтересовать зрителя?
- Во-первых, для меня большая честь работать с балетной труппой Astana Ballet, потому что это культовая компания. Традиции, которые ими соблюдаются, очень тонки и неповторимы. А значит, для меня и моей команды самое главное было - не навредить. И в то же время те обычаи и эпосы, которые существуют, нам надо было постараться преподнести с точки зрения нашего прочтения - хореографии, света, компьютерной графики и максимально точно отразить именно национальную культуру. Поэтому мы с большим вниманием подошли к изучению вещей, которые связаны с казахским орнаментом, музыкой, костюмами, перечитали массу либретто, легенд, произведений, стихов, чтобы проникнуться, то есть подошли к культуре максимально близко, чтобы отразить нашу идею.
Хочу сказать, что в коллективной работе я не являюсь каким-то ведущим звеном, мы все дополняем друг друга и делаем одну большую и сложную вещь. Она состоит из разных постов - прежде всего, это идея, то, каким в итоге мы хотим увидеть наш спектакль. Еще это совмещение движения и визуального отображения, это музыка и костюмы, это то либретто, по которому мы работаем. Кстати, когда я приехал, мы очень долго обсуждали, каким в итоге будет наше либретто, то есть у нас было несколько видов той или иной истории. Сошлись в итоге на истории “Алем” - истории рождения красоты и мира, когда душа обретает тело, проходя через испытания, искушения, отягощаемая разными сторонами света и тьмы. В итоге она идет к восходу солнца, символизируя собой рождение нового человека. Для меня очень важно в этой работе было то, что мне не хотелось изначально идти по пути того, чтобы “лезть со своим уставом в чужой монастырь”. Поэтому я старался и стараюсь максимально прислушиваться к каждому мнению. Но, думаю, результат скажет сам за себя, нежели сейчас мои слова.
- Как сегодня идет процесс подготовки спектакля?
- По отзывам художественного руководителя, это новый смелый шаг в творчестве коллектива. Ведь все привыкли к традиционным танцам, и сегодня наша задача - искать синтез современной хореографии с народными танцами, а это шанс совсем иной, то есть девочки взяли смелость проявить себя в другом амплуа, и я считаю, что у них все получится, потому что они профессионально подготовлены, приобрели уже достаточно смелый сценический опыт. И мы познаем и принимаем вместе с ними это новое, хотя есть свои сложности, потому что у меня совсем другой язык, специфический, хотя язык пластики безграничный, но у меня есть свои нюансы, как у художника - свои краски. Но я вижу, как уже после нескольких репетиций трудности преодолеваются.
- Расскажите, пожалуйста, о спецэффектах, о новинках сценографии, которые будут использованы в ходе спектакля.
- Я сразу хочу отметить, что, работая над этим спектаклем, мы пришли к единому мнению, что нам не следует повторять преобладание чисто казахских мотивов в визуальном ряде, и решили построить его на своеобразном конфликте, смешав все это с европейской эстетикой. Делаться все это будет средствами 3D-мепинга. Это когда видеопроекция накладывается на реальные объекты и при этом учитываются все геометрические искажения, которые возникают и которые таким образом можно сгладить.
В результате объект оживает. Будут и декорации, созданные с помощью 3D-мепинга. Кстати, я всегда считал, что процесс создания спектакля обычно очень нервный, но у нас все складывается как-то очень спокойно и хорошо. Это также еще один плюс в моей работе с этим коллективом.
- Говорят, что казахская хореография - это, прежде всего, хореография рук, нежели ног. Это как-то обыгрывается в спектакле?
- Вы знаете, это было первое, что меня заинтересовало в данной работе, потому что было важно максимально четко объединить орнаментальный рисунок рук и всяческие кодировки, которые олицетворяют какой-то символ, какое-то движение. В моей практике уже были прообразы индийского балета, язык которого мне пришлось полностью изучить для пальцев и телодвижений, был также опыт в постановке тибетского балета. Поэтому специфика по изучению таких тонких лингвистических хореографических ощущений занимает большое место в моей работе над национальным эпическим произведением. А как это воплощается в сцене... Прежде всего, это совмещение нескольких структур, как я уже говорил - это движение, свет, по сути дела, это даже кино. Такие чувства, как страх, любовь, одиночество, радость, всегда присутствуют, и вы так или иначе воспринимаете их. Да и музыка является дополняющим элементом к воспроизведению данного спектакля.
- Кстати, о музыке - она будет абсолютно оригинальна или можно будет как-то определить ее жанр?
- Музыка будет полностью оригинальной - от начала и до конца. Она составлена из звучания музыкальных инструментов, звуковые оттенки которых полностью соответствуют национальному эпосу. Там и струнные, и щипковые, и духовые, и ударные. Вместе с известным этнокомпозитором Булатом Гафаровым, который специально написал ее для балета “Алем”, мы уделили предельное внимание тому, как это все будет исполняться. При этом музыка - world music, то есть это европейское прочтение казахского эпоса казахскими народными музыкальными инструментами. Правда, сейчас есть некоторые вопросы по поводу включения в этот саунд-трек известных музыкальных тем мировых композиторов для придания определенного колорита. Но итог, думаю, всем понравится.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |